Из постановлений СНК СССР от 24 июня 1941 г. «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» и «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов»:
«(...) Сформировать на территории прифронтовых республик и областей страны истребительные батальоны из числа коммунистов, комсомольцев и сотрудников НКВД (милиции) (...) Поручить истребительным батальонам охрану промышленных предприятий, железнодорожных сооружений, электростанций и других объектов, которые могут подвергнуться нападению со стороны парашютных десантов и диверсантов противника (...) ».
Иск к спецслужбам
Документ этот давно введен в научный оборот, но мы его все же решили вспомнить.
Советским спецслужбам за 1941 год история вправе предъявить жестокий иск. Разумеется, не только мы на первом этапе войны проигрывали абверу и его диверсантам. Все предвоенные годы проходили под знаком безумной шпиономании и, тем не менее, сколько людей из-за нее погибло, скольким была сломана жизнь! Но вот пришла война - и выяснилось: нам стреляют в спину, несмотря на всю секретность, враг знает, где и что расположено, его диверсанты лихо орудуют в прифронтовом тылу. То есть по большому счету спецслужбы с задачей не справились. Конечно, развивая тему, следующий иск надо предъявить и военному командованию, и всему советскому руководству - но мы сейчас о тех, кто носил перед войной голубые энкавэдэшные фуражки.
Признания генерала
Обратимся к знаменитым мемуарам генерала П. Судоплатова. На склоне лет Павлу Анатольевичу хватило достоинства признать ряд сугубо профессиональных ошибок своего ведомства.
«(...) Мы, идя на поводу немецкой дезинформации, оказывались ее жертвами.
«(...) Весной и в начале июня 1941 года абвер, следует признать, свою задачу (...) в целом выполнил. Он обладал данными, которые поставляли агенты-маршрутники и местное население. Немцы были осведомлены о расположении наших войск, о дислокации аэродромов, местонахождении нефтебаз благодаря хорошо налаженной работе аэрофоторазведки, радиослужб и визуальной разведки. В актив абвера надо записать вывод из строя 22 июня узлов связи Красной армии».
«(...) Абвер накануне войны обладал одним существенным преимуществом перед советскими органами госбезопасности. В его структуре функционировал специальный отдел по проведению разведывательно-диверсионных операций. При нем был сформирован учебный диверсионный полк «Бранденбург-800».
Диверсионные хроники
Про действия «Бранденбурга» и других аналогичных гитлеровских подразделений на территории СССР сегодня написано немало. Возьмем наугад некоторые характерные факты.
15 июня 1941 г. - командование вермахта приступило к заброске на советскую территорию групп в составе 4-6 человек в нашей военной форме, владеющих русским языком, вооруженных автоматами и пистолетами бельгийской фирмы «Националь», с диверсионными заданиями.
20 июня 1941 г. - приказом абвера создана диверсионная организация «Тамара» с задачей подготовки восстания в Грузии.
22 июня 1941 г. - «бранденбуржцы» появились на участках Августов - Гродно - Колынка - Рудинка - Сувалки. Они захватили десять стратегических мостов, сумели воспрепятствовать эвакуации и уничтожению документов советских военных и гражданских учреждений в Бресте и в Литве. В тот же Брест они проникли под видом советской автоколонны, а также в опломбированных вагонах, прибывших на станцию.
25 июня 1941 г. - усиленный взвод «Бранденбург-800» под командованием лейтенанта Лекса выброшен на парашютах в полосе наступления группы армий «Центр» между Лидой и Первомайским (Белоруссия) с заданием перерезать железнодорожную линию Лида - Молодечно, захватить и удержать до подхода главных сил переправы через Березину. Несмотря на потери, задача была выполнена.
15 июля 1941 г. - переодетые в красноармейскую форму украинские националисты из батальона «Нахтигаль» (входил в «Бранденбург-800») совершили нападение на штаб одной из частей Красной армии под Винницей.
22 июля 1941 г. - при «Бранденбурге-800» сформирована зондеркоманда обер-лейтенанта Герхарда Ланге («предприятие «Шамиль») для проведения подрывной работы на территории Кавказа (позднее забрасывалась в Адыгею и Чечню).
Продолжать можно долго.
«Ястребки»
Истребительные батальоны, с которых мы начали разговор, должны были помогать в противодействии диверсантам из «Бранденбурга» и им подобным. По сути - что-то вроде дружинников, но с оружием. Подчинялись местным органам НКВД. Первоначально формировались в западных областях Союза, позднее появились во всех остальных, потому что (особенно на первом этапе войны) гитлеровские диверсанты действовали не только в ближних тылах - рвались они и в глубь страны. К концу июля 1941-го таких батальонов в СССР было создано 1755 . Численность - в разных местах по-разному: от 100 до 500 человек. Где-то находились на казарменном положении, где-то (в глубоком тылу) люди днем работали, а вечерами заступали на дежурство. Что еще важно: в батальонах было организовано начальное военное обучение, так что когда мальчишек-бойцов призывали, они уже что-то умели. Иногда «ястребки» непосредственно участвовали в задержаниях и схватках, стояли в оцеплениях, подстраховывали. Вспомогательная, но важная функция.
Что ж, еще Феликс Эдмундович подчеркивал, что «без народа мы ничто». Но, конечно, бороться с профессионалами должны были профессионалы. Они и боролись. Кто, каким образом, когда - это впоследствии стало сюжетом для многих детективных книг и фильмов. Но интересная вещь получается: самые славные операции нашей разведки, самые эффективные действия СМЕРШа зачастую связаны с именами людей, обагривших руки в годы репрессий, совершавших другие весьма неблаговидные дела.
Перефразируя знаменитый анекдот о писателях - товарищ Сталин словно разводит руками с небес: «Других чекистов у меня нет!»
Ранее на эту тему: «Бранденбург-800», начинавший войны