Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 37(175) от 17.09.2009

«Родная» и «золотая»

70 лет назад советские войска вступили на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины

, 21:31

Репертуар краснознаменного ансамбля в ту пору - элемент политики. Новая песня была откликом на важнейшее событие дня - «освободительный поход Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину». Текст отображал советскую точку зрения: поход предпринят «за cоветскую Родину» (во имя воссоединения разделенных народов, понятно, в границах СССР) и ради помощи «классовым братьям». У поляков другое мнение - они твердили (и твердят!) про соучастие в «четвертом разделе Польши», про «удар в спину».

Но сводить все к однозначным оценкам - это сильно упрощать проблему.

С подачи лорда

Прежде всего, что ни говорите, это были не польские земли. А чьи? Начнем отвечать - погрузимся в водоворот давних дат, событий, споров. Российская империя, историческая Речь Посполитая, независимые Украина и Белоруссия времен Гражданской войны - перепутанная история здешних мест позволяла заявлять претензии разным силам. Но в 1920 г. тут шли сражения советско-польской войны. Две страны теснили друг друга, потом застыли в изнеможении - и нехотя вспомнили о предложении Антанты, сделанном устами тогдашнего министра иностранных дел Англии лордом Керзоном. Лорд провел линию, формально разделявшую районы с преобладающим польским населением и с непреобладающим. Сказал: а не остановиться ли вам по ней? Что ж, определенная Рижским миром (1921) первая советско-польская граница, в общем, повторяла «линию Керзона».

Но хорошо лордам чужие земли кроить! Граница прошла по деревням, семьям, судьбам людей. С одной стороны, советские Украина и Белоруссия, с другой - польские «крэсы усходни».

На «крэсах»

Скажем прямо, польскую власть «на крэсах» не любили. Любили бы - так не началось бы в этих краях масштабное протестное движение. Степан Бандера впервые стал широко известен соучастием в убийстве польского министра внутренних дел Перацкого. В акциях, проводившихся Компартией Западной Белоруссии, участвовали тысячи людей. Польша была небогатым авторитарным государством с чиновничеством, которое на местное население - белорусов, украинцев, евреев - смотрело свысока. Полонизация, национальные ущемления - это все не сказки.

Тут вот еще что надо учитывать. Замечательный белорусский писатель Василь Быков вспоминал: у его матери, белорусской крестьянки, брат оказался на польской территории. В 1939-м женщина, воспользовавшись суматохой, пошла к брату. Вернулась ошалевшая. В СССР рассказывали, что «под панами» народ загибается, а оказалось, живут хоть небогато, но лучше наших колхозников. И брат в свою очередь считал, что это «мы здесь Польшей замучены», зато «за Советами» люди зажиточны и счастливы. Ведь возможностей получить достоверную информацию практически не было, и карта «разделенного народа» советской пропагандой разыгрывалась вовсю. При том, что, повторимся, проблема действительно имела место.

В общем, вот такие земли. Свой уклад. Свои политические страсти. Свои векторы ориентации. Но худо-бедно почти 20 лет «под поляками» прожили. А в 1939-м в считанные дни Польша рухнула.

Новая власть

Красную армию поначалу действительно встречали восторженно. А потом началась советизация. То есть налаживание новой власти. Передел земли. И, увы, само собой, аресты.

Характерны энкавэдэшные разнарядки на тех, кто подлежал изъятию. Естественно - бывшие офицеры (кадровые и запаса), жандармы, работники дефензивы (польской службы безопасности). Чиновники. Помещики. Осадники (польские легионеры, получившие на «крэсах» земельные наделы). Лица, имеющие собственность (магазинчик, например) и занимающиеся коммерческой деятельностью. Члены некоммунистических партий. Коммунистических тоже. (Тут своя особенность: в СССР в ходе большого террора при «чистке» Коминтерна Польская компартия, КПЗБ И КПЗУ были объявлены «провокаторскими организациями» и дальше на присоединенных территориях в каждом конкретном случае решалось - кого считать героем народной борьбы, а кого - вражеским агентом). И даже проститутки - в СССР такого явления нет и здесь отныне быть не должно. С 1939-го по 1941 г. на присоединенных территориях арестам и депортациям подверглись порядка 400 тыс. человек. Многих расстреляли.

Большинство жертв, понятно, - этнические поляки. Но это не был некий намеренный «польский геноцид». Поляков-«трудящихся» не трогали. Наоборот, открывались польские газеты, театры... А вот про социоцид - расправу по социальному и политическому признакам - говорить можно вполне. Но социоцид в СССР пережили все народы.

400 тысяч - это очень большая цифра. Но остальные - как они зажили?

Вопрос не совсем корректен. 1939 г. - лишь начало вихря событий. Дальше - война, гитлеровская оккупация, послевоенное новое укоренение советской власти... При сравнении надо учитывать случившиеся за несколько лет перемены: демографические, экономические, социальные. Западные Украина и Белоруссия после войны жили уже советской жизнью... Была она лучше или хуже? Смотря для кого, смотря по каким позициям. Но, конечно, большая страна могла дать своим гражданам совершенно новые жизненные шансы.

Бывает так: сломает человек руку или ногу, а кость срослась неверно. Возникают проблемы - хромота или рука кривая. И врачи заново ломают кость, чтобы сложить ее как положено. Болезненная процедура, но... Присоединение западных областей Украины и Белоруссии - явление того же порядка, только происходило исправление давней травмы еще и на фоне таких потрясений, когда речь у всех шла о жизни и смерти. А после... Срослось? Не тревожит? Ну и ладно...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram