Срочная новость
Владимир Сидорович Пономаренко - один из таких людей.
Сегодня он возглавляет Общероссийский союз общественных организаций «Российское воинское братство», а тогда был подполковником, замначальника политотдела 51-й армии. Зона ответственности армии - от Чукотки до Курил. 1 сентября 1983-го Пономаренко находился в командировке на юге Кунашира. До Японии там рукой подать.
С японцами у нас известно какие противоречия: острова! Понятно, что в штабе армии ситуация в Японии отслеживалась - разведкой, отделом спецпропаганды... Но надо ж иметь собственное представление, чем эта Япония живет! Вечером Пономаренко вызвал переводчика, сели у телевизора смотреть японские каналы. Вдруг передачи перебил экстренный выпуск новостей. Переводчик тревожно вслушивался. Какой-то «Боинг»... Вроде наши сбили... На экране Пономаренко видел кадры с секретного (тогда) сахалинского военного аэродрома «Сокол» («оказывается, у них есть!»), списки погибших, толпу, жгущую советские флаги...
Делегация моряков
Командование приказало немедленно возвращаться в Южно-Сахалинск, в штаб армии. Работа предстояла по двум направлениям. Первое - помощь в поиске «Боинга». Тихоокеанский флот, рыбаки, американцы, японцы - в обширном районе предполагаемого падения все уже тралили глубины. Второе направление - подготовка к вероятным шагам Японии. Вряд ли возможны вооруженные провокации, но «мирные высадки» на Курилы с лозунгами типа «Это наша земля!» - такое вполне... Все руководство вылетело в островные подразделения «на усиление», чтобы в случае чего быть на месте и действовать по обстановке. И получилось, что через несколько дней, в воскресенье, Пономаренко в штабе оказался единственным из высших офицеров. Тут - звонок оперативного дежурного: «Товарищ подполковник, какая-то делегация от моряков!»
Это оказались «ходоки» с судна «Михаил Мирчинк». Поясняют: мы бурим скважины на шельфах. Корабль - уникальный, финны делали, таких в мире всего три. Система, обеспечивающая равновесие при любой качке. Глубоководные телекамеры. Французское, самое современное водолазное оборудование. Задействуйте нас при поиске «Боинга», все равно у военных моряков подобной техники нет. Но только мы завтра должны уходить во Вьетнам, так что добейтесь от Москвы распоряжения задержать отход.
Пономаренко вспоминает: слушаю, а в голове две мысли. Первая - благодарность к этим людям. Случилась беда, надо разобраться, и они предлагают помощь. Вторая - но правда, завтра снимутся с якоря. Воскресный день... Ждать понедельника? А с утра - доклад командованию? Оно запросит Минобороны, Минобороны - Геологоразведку... Не успеем!
- И я принимаю нестандартное решение. Снимаю трубку, набираю замкомандующего пограничным округом. У того дух перехватило, когда объяснил суть дела. Слушай, говорю, звони напрямую по своей линии в Москву, в КГБ. Ваши быстрее с их начальством договорятся.
Остатки...
В общем - придержали «Мирчинк». Через несколько дней он действительно нашел остатки «Боинга» - близ острова Манерон, на глубине 170 метров.
Американцы с японцами сразу сообразили, что здесь может делать такое судно. Как только «Мирчинк» зафиксировался, моментально стянулись рядом - благо нейтральные воды. И началось... Десятки судов на крошечном участке акватории. «Мирчинка» прикрывает Тихоокеанский флот. Наши военные корабли с американцами чуть ли не носами бодаются. Продолжают траление рыбаки. В небе висят вертолеты.Цель - собрать максимум остатков «Боинга» вообще, а в первую очередь - найти «черные ящики» и (если обнаружатся) остатки разведывательной аппаратуры. Останки людей, естественно, само собой - но про это еще поговорим.
Все поднятое со дна к концу дня доставлялось катером на Сахалин в распоряжение специально созданной оперативной группы. Если находка казалась особо важной - катера не ждали, взлетал вертолет.
Владимир Пономаренко: «Писали, что «Боинг» при ударе о воду развалился на мелкие куски. Но видите снимки? Тут и мелкие обломки, и крупные... Провода, фрагменты приборов, все, что могло иметь отношение к электронике, складировались отдельно. Когда, наконец, подняли «черные ящики», их в Москву отправили в контейнерах с морской водой: боялись, что если начнем сушить, чего-нибудь испортим».
Ну а тела погибших? Их не нашли.
...и останки
Это, наверное, самый загадочный момент драмы.
- Я абсолютно убежден, - говорит Пономаренко, - вины за Осиповичем нет. Да, «Боинг» он сбил. Но тот ли «Боинг»?
И заводится: потому что тема больная, возвращается к ней в мыслях много лет.
- Водолазы с «Мирчинка» - геройские ребята. Но я помню - когда мы первый раз разговаривали, боялись они не работы, не трудностей, а того, что придется возиться с трупами. Ну не по душе это нормальному человеку! А трупов - не оказалось. Выходит, 269 человек исчезли бесследно? Говорят, пока шел поиск, тела съели морские рачки, крабы... Но наручные часы, бумажники, женские сумочки тоже рачки съели? Еще вопрос - вещи со сбитого самолета, которые были подняты близ Манерона. Я их видел. Какая-то поношенная одежда, однако чистая, причем с застегнутыми пуговицами и молниями. Так выглядит товар из магазина секонд-хенд. Или коробка с зеркальцами - в упаковке, только все зеркальца треснутые. Таким бывает фабричный брак. Пара фотоаппаратов нашлась, «Кэнон» - старенькие дешевенькие «мыльницы»... Другая версия: тела унесло течением. Более того - через какое-то время на японский берег начало выкидывать части потерпевшего крушение самолета, личные вещи... Вопрос: почему на японский? Япония севернее, а все течения от Манерона в августе-сентябре идут с севера на юг! Почему никто из 269 человек не успел надеть спасжилет?..
Почему?.. Почему?.. Пономаренко сыплет вопросами.
Загадки Манерона
Это - очевидные загадки. Теперь слухи, которые мой собеседник тоже не отметает. Верно ли, что KAL-007 через 50 минут после происшествия вдруг вышел на связь? Что среди выброшенных на японский берег вещей был и элемент хвостового оперения американской ракеты «воздух-воздух»?
Его версия не нова, и, возможно, спорна - но характерно, что поддерживает ее не кабинетный теоретик, а человек, сопричастный к событию.
- Рейс KAL-007, - твердо говорит Пономаренко, - был частью американской разведывательной операции. Это ясно любому военному человеку. Удачной операции. Я же знаю тогдашнюю секретную линию станций ПВО, она при прохождении «Боинга» была вынуждена заработать и раскрыться. Американцы нас в те годы постоянно прощупывали, перехватчики взлетали чуть ли не еженедельно. И в тот день рядом с «Боингом» шел самолет-разведчик RC-135, в нужное время появлялся спутник. Если исходить из этой логики - то вполне допустимо, что был еще один самолет. Шел, прячась от радаров, за KAL‑007... Возможно, тоже «Боинг», но беспилотник-разведчик, на всякий случай набитый хламом. И именно этот самолет Осипович сбил. А KAL-007 погиб позже и дальше, у японских островов Садо и Кюрокусима. Тогда все сходится. Но что стало причиной гибели KAL-007 - искать ответ уже никому не захотелось. Потому что это уже политика, спецслужбы, и такая мерзость могла полезть - лучше не трогать. А люди... Ну кто ж при таких играх о людях думает?
Еще рассказывает: после инцидента с KAL-007 прощупывание нашей границы американцы на несколько месяцев прекратили. Потом снова началось.
Обстоятельства происшествия
1 сентября 1983 г. вылетевший из Нью-Йорка «Боинг-747» южнокорейской компании Korean Air Lines (рейс KAL-007) после дозаправки в Анкоридже взял курс на Сеул. По пути он отклонился от маршрута и продолжил полет уже над советской территорией. Был сбит (военный летчик Г. Осипович не знал, что выпускает ракеты по гражданскому лайнеру), упал в море. Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
Инцидент с «Боингом» произошел на фоне очередного обострения холодной войны (период президентства Р. Рейгана, афганской войны).
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) дважды проводила расследование. В 1993 г. по указанию Б. Ельцина ей передали копии записей черных ящиков и переговоров наземных служб. В конечном итоге первопричиной трагедии ИКАО назвала сбой приборов «Боинга». У многих профессионалов эта версия вызывает сомнения.