Аргументы Недели → История № 17(155) от 29.04.2009

Сквозь зеленые очки

, 16:45

Не унывать!

Фрэнк Баум, похоже, был из породы неунывающих. Чем он только ни занимался! Играл в театре, разводил кур, держал магазин... Театр сгорел, куры сдохли, магазин разорился. Что ж, Баум, выпив с друзьями по поводу очередного жизненного облома, переезжал в новый город, и, оглядевшись по сторонам, придумывал новое дело - газету издавать или бейсбольную команду тренировать. Собственно, и литераторством-то занялся больше от безденежья. Мудрить не стал, просто записал сказки, которые на ночь импровизировал для своих малышей, - благо рассказчиком был великолепным. Книгу назвал «Истории Матушки Гусыни». Она имела успех. Баум решил повторить попытку.

Дальше - две литературоведческие версии. Первая - Баум-сказочник придумал завязку новой истории: обычную американскую девочку ураган заносит в волшебную страну. Вторая: США в те годы сотрясали споры о «золотом стандарте» доллара. Бауму-человеку было что на сей счет сказать. Заодно припомнился анекдот: фермер просит в магазине зеленые очки - мол, если напялить корове на морду, можно ей и опилки скормить, за сено примет.

Стоп. Надо же пояснить, что такое споры о «золотом стандарте».

Не все то золото...

Нынешний доллар силен, как известно, народной верой в силу доллара. Точнее даже «международной» - поскольку зеленая бумажка давно уже не американская, а международная валюта, средство накопления в разных странах мира. Можно ненавидеть ее, но все равно приходится желать благополучия - если бакс рухнет, больно будет всем. А рухнуть может, особенно в нынешние кризисные времена. Потому что чем доллар реально обеспечен - большой вопрос. Официально - совокупностью экономической мощи Соединенных Штатов. Фактически - вежливо промолчим. В любом случае не золотым запасом из Форт-Нокс.

А вот во времена Фрэнка Баума (даты жизни писателя - 1856-1919; «Волшебник из страны Оз» вышел в 1900 г.) доллар был валютой в основном внутренней, при этом реально мощной. Он обеспечивался золотом - вечным металлом, непреходящим символом богатства («наполненность» доллара золотом и есть, если коротко, «золотой стандарт»). Долларов чисто физически было мало - ведь золота в мире вообще немного, и в американской казне его тоже лежало, скажем так, неизбыточно.

Сильные деньги с точки зрения гражданина страны - это хорошо или плохо? Смотря для кого. Для банкиров, вообще для тех, у кого денег много, - хорошо. Потому правительственная ставка на «сильный доллар» одобрялась городским промышленным  Севером США. А вот, скажем, для бедолаги-фермера с разоренного Гражданской войной (1861-65) сельскохозяйственного Юга это был нож острый. Фермер небогат, он и так в вечных долгах. Перед посевной волей-неволей снова поплетется в банк за кредитом (обычно под залог имущества). Дальше вся надежда на то, что осенью удастся выгодно продать урожай. Но осенью, как правило, оказывалось, что цены на сельхозпродукцию невысоки... Думал выскочить из кабалы, а увяз еще глубже.

Федеральная власть в Вашингтоне ситуацию, однако, не меняла. По целому ряду причин. Хотя бы потому, что в Гражданскую войну финансовая система и так разбалансировалась, с инфляцией боролись долго и непросто - и что, опять печатать лишние бумажки?

Двойной стандарт

Монетарные проблемы всегда влекут за собой другие - социальные, политические...  В противовес двум главным партиям США, демократам и республиканцам (условно говоря - «городским»), возникла третья - Народная («деревенская»). Ее электоратом стали бедняки Юга. Народная партия ратовала за близкие их сердцу простые консервативные ценности, а в экономике - за замену «золотого стандарта» на «двойной» («биметаллический»): доллар должен обеспечиваться не только золотом, но и серебром. Под «серебряное» обеспечение можно будет выпустить дополнительные купюры. Деньги чуть ослабнут, но не за счет «пустой» допечатки. А избирателю-фермеру станет легче.

Небогатый южанин Фрэнк Баум эти взгляды разделял. «Волшебник из страны Оз» писался как детская сказка. Но сказки детям читают взрослые. Для них Баум рассыпал в своем повествовании прозрачные для того времени намеки.

То, что на поверхности...

Вспомним сюжет. Девочке Дороти, чтобы вернуться в родной Канзас, надо попасть в Изумрудный город, где правит великий волшебник Оз. Туда ведет дорога из желтого кирпича. Чтобы пройти ее, Дороти по совету доброй волшебницы обувает серебряные башмачки - они не только прочны и удобны, но и обладают неким тайным предназначением. По пути у Дороти появляются спутники: садовое чучело Страшила с соломой в голове, Железный Дровосек и Трусливый Лев. Им тоже надо к Озу. Страшила хочет попросить у него мозги, Дровосек - сердце, чтобы научиться любить, а Лев - храбрость. Добираются. Оз каждому дает чего тот хочет. Правда, заодно выясняется, что он - не волшебник, а обычный ярмарочный воздухоплаватель, которого случайно занесло в Волшебную страну. Здесь все решили, что это человек, умеющий творить чудеса, а дальше надо было выкручиваться. Чудеса Оза - тоже вещь относительная. На самом деле у Страшилы с головой и так все в порядке, Дровосек способен любить, а Лев изначально храбр. Герои просто не знают об этом! А город вовсе не Изумрудный - он таким кажется, потому что по приказу Оза все в нем носят зеленые очки. И так далее - вплоть до тайны серебряных башмачков. Дороти достаточно лишь приказать им отнести ее домой - и девочка тут же окажется в объятиях обрадованной родни.


...И то, что зашифровано

Теперь взглянем на сказку с точки зрения тогдашних споров о «золотом стандарте» (как это делает, например, американский ученый Д. Везерфорд в своей «Истории денег»). Желтая дорога - золотое обеспечение доллара. Изумрудный (зеленый, цвета купюры) город - собственно деньги, способные, как кажется, реализовать мечты. Страшила - простодушные фермеры. Железный Дровосек - города с их промышленностью. Трусливый Лев - вожди Народной партии, которые много шумели, но ни разу не выиграли президентскую гонку (Баум думал их ободрить).

Потом выясняется: и фермер не безмозгл, и горожанин не бездушен, и у Льва достаточно мужества - надо только самим это понять. И доллар (Изумрудный город) отнюдь не столь волшебен, это люди сами его таким считают (смотрят сквозь зеленые очки). А кто же в том городе верховодит? Не злодей и не кудесник - обычный дядя, от которого ждут чудес, и он вынужден надувать щеки и изображать руками загадочные пассы (в действительности ничего не значащие). А как сделать, чтобы все стало на свои места? Ну для начала ввести биметаллический стандарт (Серебряные башмачки)...

Баум был добрым человеком. И как многие добрые люди, был склонен верить в простые решения, способные обеспечить всеобщее счастье.

Старая‑старая сказка

В «Озе» еще много аллегорий. Само путешествие «маленьких людей» в Волшебный город - отсыл к забытому ныне, но нашумевшему тогда маршу на Вашингтон «армии Кокси», состоявшей из бедняков. Кокси, в частности, требовал допечатки под «серебряное обеспечение» 500 млн. долларов. Есть в книге намеки на войны, которые вели в то время США, на конкретных политиков. Только с названием страны все просто. Баум, когда писал, взглянул на библиотечный шкаф, а там - таблички с инициалами авторов: «O - Z».
Идея «двойного стандарта» не была реализована. Ситуация разрешилась иначе: в США обнаружились новые месторождения золота - в Колорадо, на Аляске... Приток желтого металла в казну позволил, не обесценивая доллар, нарастить денежную массу. Но фортуна переменчива. Когда грянула Великая депрессия, одним из экономических решений Рузвельта стала отмена «золотого стандарта» (1933 г.) В 1971‑м при Никсоне Штаты вообще отказались от обеспечения доллара драгоценными металлами.

Баум, понятно, всего этого не застал. «Оз» принес ему славу, богатство - и утомительную необходимость писать бесконечные продолжения своей сказки. Со временем забылись придуманные им аллюзии и аллегории. И например, когда в 1933-м в Голливуде снимали фильм по «Волшебнику» (кстати, книга экранизирована более десяти раз), киношники решили, что Серебряные башмачки на золотом фоне не будут смотреться. С легким сердцем заменили на рубиновые. И ничего - сошло. Сказка ведь, причем здесь биметаллический стандарт! То же самое - с другими деталями.

6 мая будет 90 лет со дня смерти Лаймена Фрэнка Баума. «АН» решили, что это повод вспомнить историю знаменитой книги.
Ну и кризис, конечно, в очередной раз вызвавший разговоры о реальной силе доллара.

Поклон Александру Волкову

Александр Мелентьевич Волков, создатель «Волшебника Изумрудного города» (1891-1977), - фигура незаурядная. Вообще-то, он был не литератором, а математиком, доцентом Московского института цветных металлов. До революции учительствовал. В начале 1930-х, в 40 лет, решил поступить на матфак МГУ. Тогда ему понадобилось изучить английский. Для практики Волков стал читать книгу Баума. У немолодого студента подрастало двое своих детей. Волков пересказывал им прочитанное - а потом положил эти рассказы на бумагу.

«Волшебник Изумрудного города» отличается от «Волшебника из страны Оз» не только именами некоторых персонажей (Дороти стала Элли, Оз - Гудвином и т.д.). Изменен ряд сюжетных линий, дописаны новые главы. В результате получилось самостоятельное литературное произведение «по мотивам Баума», для многих затмившее первоисточник.

Как и Баум, Волков написал впоследствии серию продолжений уже своей, ставшей знаменитой, сказки.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram