Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 15(153) от 16.04.2009

Бунт в «объекте»

О подоплеке недавних молодежных волнений в Кишиневе сегодня спорят политологи. Но у любого события есть и исторические корни

, 17:29

- Когда на телеэкране появились идущие на молдавский парламент толпы с румынскими флагами и лозунгом воссоединения с Румынией - вспомнился 1990 год, времена «Народного фронта». Такие же толпы, флаги, лозунги. Но зачем рваться в чужую страну, когда есть своя? Думай о ней - вот что нормально! Проблема, однако, в том, что сама идея молдавской государственности, на мой взгляд, искусственная. По крайней мере, реальных исторических корней не имеющая.

Не буду трогать незапамятное прошлое. Начнем с более осязаемого XVIII века. Вся придунайская территория в то время - под властью Османской империи. Существуют Молдав- ское и Валашское княжества, но, замечу, не на территории нынешней Молдовы. Турки местное христианское население притесняют, и оно тяготеет к России - геополитическому противнику Турции. Не случайно молдавский господарь Дмитрий Кантемир попросил Петра о помощи. «Прутский поход» Петра был неудачным. Но дальше все столетие здесь шли войны с Турцией (вспомните хотя бы суворовские подвиги). После 1812 г. территория между Прутом и Днестром стала российской Бессарабской губернией.
И оставалась таковой до 1918 года. Хотя в 1878 г. Берлинский конгресс признал независимое государство Румыния. Это было одно из тех решений тогдашних великих держав (и прежде всего - результат договоренности России и Австро-Венгрии), которые закрепляли перемены в регионе после Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Но на Бессарабию Румыния не претендовала.

Дальше - ХХ век, революция, распад Российской империи... 1918 год. Гражданская война. Безвластие. На территорию Бессарабии заглядываются соседи - ставшая независимой Украина и Румыния. В этих условиях местный «Сфатул Церий» (Совет края), взявший на себя административные функции скорее в порядке самозащиты, провозглашает Молдавскую Демократическую Республику. Причем поначалу она называлась Бессарабской, и прямо заявлялось, что со временем войдет в Россию на правах автономии. Но румыны тут же перешли границу и Бессарабию оккупировали. От «Сфатул Церий» стали вымогать решение о присоединении к Румынии. Первый состав депутатов был расстрелян, второй неохотно согласился. Заметим, что к находящемуся на левом берегу Днестра Приднестровью это не относилось. Оно как часть Новороссии никакого отношения к Бессарабии не имело. И как находилось в составе России, так там и осталось, после того как Россия стала Советским Союзом.

Что еще важно. Присоединение Бессарабии к Румынии не признала ни одна европейская страна. Как известно, в 1940 г. Сталин правобережную Бессарабию захватил обратно. Но обратите внимание: сколько на Западе было разговоров о Прибалтике... Сколько - о том, что присоединение Западных Белоруссии и Украины есть результат расчленения Польши по пакту Молотова - Риббентропа... А про Бессарабию - ни слова. Потому что эта территория никогда не входила в состав Румынского государства.

Сами бессарабцы о присоединении вскоре пожалели. В «Диком поле» я цитирую письмо бессарабских депутатов румынского парламента королю Каролю с жалобой на бесчинства румынской администрации (1924 г.). Факты приводятся страшные. Можно понять. Бессарабия - это прежде всего многонациональность. Городское население там всегда было смешанное: русские, евреи, украинцы, греки, армяне... Молдаван - тогда! - небольшой процент. То есть с точки зрения Бухареста в городах жили «не свои». Молдаване жили на селе, но, несмотря на языковую близость, считались «деревенщиной», «туземцами» и тоже «не своими». В нынешней Молдове лишь в городах часть интеллигенции и молодежь твердят: «Мы - румыны!» А на селе годы румынского господства вспоминают недобро - уж, поверьте, я знаю.
Между тем СССР тоже вел свою игру. В 1924-м в рамках Украинской ССР на левом берегу Днестра создали Молдавскую АССР со столицей в Балте, а потом в Тирасполе. Молдаван в ней жило не очень много (не случайно именно здесь уже в наше время возникла Приднестровская Республика), но расчет был в другом: со временем Бессарабию удастся вернуть, и именно к советской Молдавии ее присоединят. Что и случилось в 1940-м. Причем солдат Красной армии бессарабцы тогда действительно встречали как освободителей. Другое дело, что вскоре начались коллективизация, репрессии - но это счет, который Сталину могут предъявить все народы бывшего СССР.

Тем не менее именно с 1940 г., с образования Молдавской ССР, приходится вести реальный отсчет молдавской государственности. Правда, государственность эта была сугубо советского образца. А в конце 1980-х все советское уже вызывало ненависть. Но если СССР - плохо, что тогда хорошо? Новые кишиневские политики стали идеализировать годы румынского правления. Возникла идея «молдавского румынизма», началась румынизация. Правда, у многонационального населения Левобережья с «великорумынской идеей» связаны свои ассоциации - например о том, что в войну творили здесь  войска маршала Антонеску. Из неприятия румынизации (а вовсе не из-за какой-то совковой заскорузлости Тирасполя!) возник приднестровский конфликт. Чем он кончился - известно: Приднестровье отделилось.
Прошли годы. В Молдове давно своя власть. Наверное, не лучшая - раз выживают молдаване с того, что ездят на заработки куда угодно. Понятно недовольство. Но...

Недавно в Германии у меня вышла книга, написанная совместно с немецким политологом К. Элерсом. Мы говорим, в частности, про «государства-объекты» и «государства-субъекты». Россия, например, «государство-субъект»: что бы ни происходило, она обречена вести самостоятельную политику. А такие страны, как Молдова или даже Украина, практически не имеющие опыта и традиций собственной государственности, - классические «государства-объекты». Им чисто психологически надо быть при ком-то. И потому даже во время сугубо внутренних социальных протестов в Кишиневе вновь разворачивается знамя румынизма.

Хотя реальная Румыния - беднейшая окраина Европы. И искренне жаль молдавский народ, добрый, работящий, но вечно попадающий в заложники то соседей, то собственных политиков.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram