Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 5(143) от 05.02.2009

Темно на дне морском

Что неясно с «гайанским кладом»

, 16:44

Все замечательно, только чем-то напоминает фильм «Ширли-мырли». Плохо в стране, трудно - и вдруг нашли в Якутии невероятный алмаз. Спасены! После полутора часов экранных приключений - ура! вся Россия может отдыхать на Канарах.
Поскольку речь идет о морском кладе, следовательно, о подъеме с больших глубин серьезного количества груза (говорят о десятках тонн драгметаллов), «Аргументы неделi» решили обратиться к специалистам. Мы связались с Андреем Шпигелем, руководителем «Балтспецфлота» - петербургской компании, специализирующейся на подводно-технических и судоподъемных работах. На недавней пресс-конференции, посвященной проблемам известного корабля «Фрау Мария», именно «Балтспецфлот» представлял план судоподъемной операции (см. «АН» №47 от 20.11.08).
Реакция собеседника оказалась неожиданно насмешливой. Что ж, голос скептика услышать тоже невредно.
Оговоримся: и мы, и Андрей Шпигель, естественно, судим о «гайанской находке» по информации из открытых источников.

 Как поднимали золото «Эдинбурга»

Крейсер «Эдинбург» лежал на глубине около 250 метров. Работы начались в 1981 году. Их проводила британская фирма «Джессон Марин Ритвериз», отобравшая 15 водолазов из разных стран. Со всех бралась подписка о неразглашении координат судна. Наем производился по принципу «нет результата - нет вознаграждения». Для операции арендовалось специально оборудованное судно «Стефанитариум». Водолазный колокол доставлял трех человек на глубину 226 м, дальше водолазы спускались сами. Работали по 8-9 часов, возвращение на борт из-за декомпрессии занимало до 14 часов. За 67 погружений удалось поднять большую часть золота. В 1986 г. операцию продолжили. Всего было поднято 99 процентов груза - идеальный результат. Работы велись в присутствии советских представителей, поднятое золото было передано Гохрану, а английская сторона получила свои деньги. Заработок водолаза по итогам работ составил порядка 70 тыс. долларов.


«Едва покажутся мачты...»

- У судоподъемщиков есть шутка, основанная на профессиональном опыте: как только над поверхностью воды покажутся мачты поднимаемого корабля, на берегу тут же возникнут десять человек, и у каждого - пачка документов, доказывающих, что именно он хозяин и судна, и груза. Sub Sea Research - одна из многочисленных компаний, специализирующихся на поиске морских кладов. Она не может не понимать: стоит огласить информацию - начнутся проблемы. Потому, как правило, подобные команды работают тихо. А эта решила засветиться. Почему? Первый, самый простой ответ: пиар. Самореклама. Своя логика есть. Знаменитый Жак Ив Кусто тоже начинал с нешумных операций, связанных с морскими сокровищами. Потом решил, что честное и громкое имя лучше. Стал действовать с максимальной оглаской - и очень скоро превратился в кумира миллионов. В каковом качестве заработал гораздо больше.
Второй вариант: речь идет о таких ценностях, что скрыть их не удастся. И потому, дескать, даже если начнутся суды и Sub Sea Research в итоге отдадут совсем небольшую долю (но что-то же отдадут!), - все равно окупится. Допустим.


Доступные сведения

- Нам говорят: судно лежит на глубине 240 метров. Поверьте профессионалу - это очень большая глубина. Нет, водолазы на ней работать могут, и примеры есть - но только сама операция требует колоссальных денежных вложений, времени и сил. Подводная лодка «Курск» лежала на глубине 106 метров. Наши водолазы, участвовашие в подъеме (я их знаю), стали Героями России - и абсолютно заслуженно, учитывая сложность и риск. Голландцы, которые там тоже были задействованы, говорили, что «Курск» - высший экзамен на профессионализм, лучшая рекомендация для будущих заказов. А ведь в данном случае к услугам участников операции были все возможности не только Северного флота, но и множества российских предприятий, институтов.
«Голубой барон» находится на глубине вдвое большей. Нам сказано, что Sub Sea Research, используя какую-то глубоководную технику, уже сумела провести разведку. Это в принципе возможно с помощью телеуправляемых подводных аппаратов. Они способны работать и на большей глубине. Но есть расхождения с тем, что нам показывают по телевизору. демонстрируются какие-то слитки, монеты. Монеты блестят так, будто только что отчеканены. А слитки золота, которое, как известно, не окисляется, выглядят грубыми коричневыми брусками.


Как возят золото

- И вообще, вам не кажется, что это странная история: англичане советское золото в США отправляют обычным гражданским транспортом? Через Северную Атлантику, где немцы тогда топили суда под любым флагом - а уж английские тем более! Не на военном корабле. Не на подводной лодке. Без прикрытия (хотя английских эсминцев немецкие подводники боялись как огня). Якобы так неприметнее. Однако «неприметнее» в 1942-м не означало «безопаснее»!
Хорошо. Мы согласились, что наивные англичане взяли первый попавшийся сухогруз. Но уж дальше-то как с этим золотом обошлись? Обычно такой груз помещают в отдельную каюту (или отсек), ставят вооруженную охрану. Если корабль тонет, то при последующем поиске специалисты точно знают, что золото лежит в конкретном месте  погибшего судна, компактно складированное. Затопленное закрытое помещение, переборки...

Операция «Голубой барон»

Краткое резюме сообщений о «гайанском кладе». Первоисточник информации - американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на поиске морских сокровищ. Она заявляет, что речь идет о некоем английском транспорте, который потопила в июне 1942 г. немецкая подлодка U-87. Судно шло с грузом меди и олова, а также золота, платины и бриллиантов - плата СССР американцам за ленд-лиз. Общая стоимость груза - до 4 млрд. долларов. Sub Sea Research поясняет, что не сообщала бы о находке, да американский суд заставил - вдруг найдутся еще претенденты. Но название судна скрывается (используется условное «Голубой барон»), где клад лежит - коммерческая тайна (сказано лишь, что примерно в 40 милях от берегов Гайаны, на глубине около 240 м). В телесюжетах демонстрируются какие-то архивные кадры, аквалангисты, слитки, монеты. Что из этого имеет отношение к кладу, а что просто иллюстрирует тему - не ясно. Еще объявлено: в ближайшее время Sub Sea Research начнет подъем сокровищ.

Сейчас по телевидению нам показывают кучи слитков на морском дне. Прямо как в голливудском кино. Допустим, я даже готов признать, что британские моряки - странные люди! - десятки тонн золота просто скинули в трюм. Как картошку, как дрова. Вперемешку с медью и оловом. Но дальше? Если груз сейчас за пределами корпуса - можно предположить, что был взрыв. Почему? Обычно подобные суда немцы топили из штатных орудий подводных лодок - старались не тратить торпеды, необходимые для уничтожения действительно больших объектов. Но здесь, допустим, все же пошла торпеда. Попала в трюм. Как рвались тогдашние торпеды, вам расскажет любой военный моряк. В итоге содержимое трюма сейчас должно быть хаотично разбросано на территории как минимум нескольких десятков квадратных метров. Мы видим обратное.
Наконец, последнее. Речь идет о ценностях на громадную, невероятную сумму. Они исчезли в один день. Что получается - три великие страны, три сверхдержавы с могучими флотами вот так плюнули и списали пропажу? И ни одна даже не попыталась навести справки, организовать поиск? Я уж молчу о том, что если советские ценности предназначались для США (не для Англии!), то почему бы груз не отвезти спокойно поездом во Владивосток и оттуда отправить по назначению через Тихий океан? Это было бы гораздо безопаснее, с японцами мы тогда не воевали.


Сравнивая с «Эдинбургом»

- Андрей Игоревич! Но ведь есть в нашей истории прецедент. Английский крейсер «Эдинбург» с советским золотом на борту. Потоплен в 1942 году в Баренцевом море...
- Неверное сравнение. «Эдинбург» был именно военным кораблем. Шел в Англию. В составе конвоя. Почему оторвался от охранения - отдельный разговор. Но необходимые меры предосторожности предусматривались. При этом все помнили: да, была такая история. Кончилась холодная война, и пожалуйста: в 1981-86 годах английская фирма в присутствии советских наблюдателей провела работы по подъему груза.

С точки зрения героя «блефа»

- Тогда самый простой вопрос: зачем поднимать весь этот шум?
- Я не знаком со специалистами из Sub Sea Research, потому обвинять их в чем‑то не имею права. Но вы вспомнили «Ширли-мырли». А я - другую картину: «Блеф». Там, если помните, герой Челентано затеял раскопки - якобы древний клад нашел. Все выглядело по-настоящему - раскоп, даже какие-то уже найденные сокровища... И понесли ему деньги. Как бы этот человек действовал сейчас? В мире кризис. Тысячи американских бизнесменов мечутся - во что вложить средства, чтобы не пропали. Поднимаешь шум, рассказываешь про таинственный корабль, показываешь видео, слитки, монеты... Кто-то обязательно клюнет. Или - другой вариант: действительно кладоискатели. Профессиональное поисковое оборудование стоит дорого. Нужны спонсоры.
А значит - грамотная пиар‑акция, чтобы вызвать интерес к себе.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram