Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 42(128) от 16.10.2008

Под него травился Гитлер и гудел Солярис

, 18:39

 

Если вам незнакомо имя Евгения Мурзина - что ж, так и должно быть. Большую часть жизни Мурзин проработал в оборонке, и специальные люди следили, чтобы лишние о нем не знали. Если все же знакомо - значит, вы слыхали про первый в мире музыкальный синтезатор «АНС».

Евгений Александрович Мурзин был полковником, «закрытым» лауреатом Сталинской премии, главным конструктором аппаратуры, которая, не исключено, до сих пор служит в наших ПВО. При этом всю жизнь обожал музыку. Еще в конце 1930-х, студентом, он придумал электронный инструмент, способный не только воспроизводить любые звуки, но и конструировать созвучия, в природе не существующие. После войны к идее вернулся. Первый аппарат делал сам - двенадцать лет, вечерами, в небольшой комнатке, где жила вся семья. Свое творение назвал по инициалам любимого композитора: Александр Николаевич Скрябин - «АНС».

Мурзин был не только талантливым изобретателем, но и блестящим менеджером. В 1959-м «АНС» был представлен в музее Скрябина, вызвал восторг у музыкальной общественности. Т. Хренников и Д. Шостакович обратились к министру культуры Фурцевой с просьбой помочь наладить серийное производство (и еще один экземпляр «АНСа» был выпущен в заводских условиях). Инструмент демонстрировался на ВДНХ, за границей вызывал неизменный восторг. Ведь это был первый в мире музыкальный синтезатор! В 1966-м Мурзин сумел пробить создание Экспериментальной студии электронной музыки, которую и возглавил.

Уточним: «АНС» - не концертный синтезатор, на которых в наши дни играют клавишники. Это студийный аппарат, предназначенный для записи необычных созвучий. Но если кто-то думает, что мы о чем-то элитарном... Музыку, созданную на «АНСе», знает каждый - по советским кинофильмам. Она звучит в «Бриллиантовой руке», в «Маугли»... В «Освобождении» под нее травится Гитлер. Весь закадровый гудяще-тревожный фон «Соляриса» писался на «АНСе».

В 1970-м Евгений Александрович умер.

Увы, советской власти во все надо было совать нос. В свое время Экспериментальная студия давала возможность работать композиторам, создававшим музыку необычную, считавшуюся авангардной. Чьи-то имена сегодня классика - А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Артемьев, Э. Денисов, кто-то не так известен... Если бы Мурзин был жив - он бы своим авторитетом прикрыл этих людей, когда в 1970-е они попали в «диссиденты от музыки». Но после смерти Евгения Александровича студия просуществоваала недолго. «АНС» переехал в МГУ. На нем синтезировалась человеческая речь, воспроизводился язык дельфинов - секретные в ту пору исследования, заказ ВМФ. Это позволило сохранить аппарат и попутно использовать «по прямому назначению» - работа композиторов, создание оригинальных звуковых эффектов.

Бессменный хранитель «АНСа» - ученик Мурзина, инженер и музыкант Станислав Крейчи. Единственный в мире специалист, владеющий единственным в мире инструментом, - такое нечасто бывает.

Конечно, сегодня - новое поколение техники. И приход «АНС» в музей закономерен. Но творчески «АНС» не устарел. Он по-прежнему идеально звучит, по-прежнему привлекает музыкантов, по-прежнему завораживает всех, кто с ним соприкасается, - и своей уникальной судьбой, и своими фантастическими возможностями.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram