Аргументы Недели → История № 41(127) от 09.10.2008

Кесарю – кесарево

Николай II реабилитирован. Можно ли теперь без спроса цитировать его дневник?

, 18:56

 

Давайте скажем прямо: «Императорский дом» - лишь одна из организаций, представляющих сегодняшних потомков семьи Романовых. Всего этих потомков - более ста. Все в той или иной степени могут считать себя наследниками царской фамилии.

Решение Верховного суда, сняв один юридический вопрос, ставит другие. Например - об авторском праве. Закон гласит: если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны авторских прав на его произведения (70 лет) начинается с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Какие произведения у Николая? Ну, почему... Он, например, увлекался фотографией. А чем считать дневник последнего императора - приватной записью событий или важнейшим историческим документом?

Всего наперед не предугадаешь. «АН» писали (№39 от 27.09.07) о скандале, случившемся во Франции с «Интернационалом» (для закона все равны: и монархисты, и революционеры). В некоем фильме за кадром насвистывалось: «Вставай, проклятьем заклейменный». Фирма, выкупившая авторские права на мелодию «Интернационала» у потомков ее автора Дегейтера, выкатила создателям фильма иск: использовано в коммерческих целях (прибыль-то от проката рассчитывали получить?) без нашего дозвола. В России пару лет назад наследникам Высоцкого что-то не понравилось в снятой о нем документальной ленте. Запретили использовать песни. Может ли возникнуть такого рода процесс, связанный с Романовыми?

Или вопрос о личном имуществе. Что им считать? Тихо забудем, что, скажем (см. «АН» №12 от 20.03.08), «эрмитажные» полотна из Кассельской галереи Александр I покупал как частное лицо. Но вот письма царя к царице - ценность не материальная, но историческая. Это личное имущество или нет? Вправе ли потомки потребовать вернуть?

Что-что? Наследники первой очереди молчат? Но наследники остальных очередей могут задуматься... ну, например, если не обо всем наследстве, то о своей доле. Не обязательно из жадности. Деньги в жизни бывают позарез нужны, а большинство нынешних Романовых люди небогатые. Мало ли... Ребенок заболел! Ах, все равно - реабилитационная компенсация не превышает ста тысяч рублей и вообще нет механизма передачи ценностей? Сегодня нет, завтра есть. Что же до суммы - пройдя российские инстанции, человек вправе обращаться в Европейский суд. А там прецедент имеется: греческий король Константин II отсудил-таки свое право на дворцы. Греки все равно не отдали? Зато бывшему румынскому королю Михаю нынешние бухарестские власти сами вернули одно поместье. В знак уважения? Или как «отступное»?

Заслуженный юрист России Валерий Прищеп - один из авторов книги «Расследование цареубийства. Рассекреченные материалы». Когда-то он впервые познакомил читателя со знаменитым «досье следователя Соколова». Продолжает настаивать: расстрел в Ипатьевском доме - бандитское убийство. Конечно же подлежит общественному осуждению. Но оправданно ли в государственном порядке реабилитировать жертв бандитов? После реабилитации Николая мы позвонили Валерию Ивановичу. Он сыронизировал: «Думаю, для Романовых наступит сейчас время стряпчих». И всерьез продолжил: «Вместе с царской семьей были расстреляны доктор Боткин, прислуга... Романовы, получается, - жертвы репрессий. А эти люди?»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram