Разными глазами
В Интернете я нашел сайт, посвященный отцу Иннокентию. Не шибко посещаемый - но, значит, есть еще люди, чтущие его как святого. Рассказ, понятно, с придыханием: он и чудеса творил, и на небо вознесся. Русская православная церковь в своих оценках однозначна: это был пустосвят и глава сектантов. Есть еще давний роман украинского писателя Леся Гомина «Голгофа». Написан при советской власти как антирелигиозно-разоблачительный, Иннокентий там - жулик, обманывавший народ, хотя недюжинная натура угадывается. Автор сам жил в Балте, где происходили основные события; времени после них прошло немного, так что массу подробностей явно знал из первых уст.
Отложим религиозные споры. Нам интересно другое. Вот документально зафиксированные факты. Вот свидетельства мемуары, газетные подшивки. Еще сохранились катакомбы, в которых некогда развернули «иннокентьевцы» свой «рай». И вот сам исторический сюжет, который мог бы стать сюжетом фильма: жаркого, цветистого, со страстями, с певучими молдавскими скрипками вроде старых кинолент Эмиля Лотяну.
Молодой монах
Сто лет назад, в 1908 г. в Балтском мужском монастыре под именем Иннокентий принял постриг молодой человек. В миру он звался Иваном Левизором, крестьянином из молдавского села Косоуцы. В юности уже был монахом, да изгнали - вроде бы за «аморалку». Бродяжил, играл в Одессе на шарманке, потом снова попросился в братию. Был красив, речист. Вскоре стал иеромонахом - то есть получил право проповеди. Причем, что существенно, произносил их на молдавском языке, родном для прихожан.
Дальше было объявление одного здешнего давно умершего игумена местным святым, перенос его мощей, во время которого Иннокентий творил чудеса и исцелял болящих. Действительно исцелял? Кто знает! Вон в наши дни кому-то и Кашпировский с экрана помогал. А даже если не было исцелений - молва о них все равно пошла, потому что побрели по молдавским селам восторженные почитатели иеромонаха. Потом кто-то уверял, что Иннокентий сам этот пиар устроил, другие - что того не требовалось: слава о чудесах стоустна. Так или иначе очень скоро портреты иеромонаха в селянских хатах стояли рядом с иконами. Его изображали шестикрылым серафимом, говорили, что Святой дух некогда снизошел в простого парня, что он общается с Христом... Крестьяне со всей Бессарабии паломничали в Балтский монастырь.
То есть власть, церковная и светская, оглянуться не успела - а в Балте появился харизматичный лидер, окруженный толпами приверженцев.
Балтский психоз
Есть много объяснений - с чего начался конфликт Иннокентия с официальной церковью: его личное поведение, ревность других иерархов... Все, видимо, было. Но остановимся на моменте, который стал формальным камнем преткновения. Иннокентий, повторим, читал проповеди на молдавском. А это Бессарабия - российская губерния. Причем приграничная, находящаяся на геополитическом стыке: тут и Румыния под боком, и Австро-Венгрия. Борьба за души паствы в таких условиях - вопрос отнюдь не сугубо церковный, речь шла о лояльности местного населения к российской короне.
Словом, Иннокентия заподозрили в пропаганде сепаратизма, взяли под надзор полиции. Приехавшая из Петербурга комиссия Священного Синода рассматривала его дело. И хоть особых грехов не нашли, Иннокентия в конце концов перевели в соседний монастырь. Он подчинился, но...
Коса нашла на камень. С одной стороны - церковь как элемент государственной политики (эту силу в том споре олицетворял кишиневский епископ Серафим - суровый державник, аристократ, некогда - офицер, герой русско-турецкой войны). С другой - энергичный, своенравный крестьянский «батька» в монашеской рясе и фанатично преданная ему паства в домотканых портках. Как действует крестьянин, не желающий подчиняться? В бой без крайней нужды не полезет, однако попытается, не смиряясь, вывернуться из-под давления. Так и здесь: по призыву Иннокентия его приверженцы начали обособляться от официальной церкви и, равняясь на первохристиан, уходить в катакомбы. Катакомбами стали специально рывшиеся под селом Липецким Ананьевского уезда подземелья. Началось то, что приверженцы иеромонаха считали «обретением благодати», официальная церковь именовала «иннокентьевщиной» (околоправославным антицерковным сектанством), психиатрия признала «балтским психозом» (особой формой религиозно-истерической психической эпидемии), а сегодняшние политологи обозначили бы как протестное крестьянское движение в форме религиозного противостояния с элементами национального и социального сопротивления.
Надо было что-то делать. И вот в 1912 г. Иннокентия сослали «на покаяние» в Муромский монастырь (это под Олонцом). Жил там вполне вольготно: пять почитательниц«мироносиц» при нем, отдельный дом. Но где Олонецкий край, а где благодатная Бессарабия? И сколько продлится ссылка? Иннокентий дал в Липецкое весточку: вызволяйте!
Напролом!
Собственно, так и начался этот «марш несогласных». Из Бессарабии «иннокентьевцев» выдвинулось несколько тысяч. До станции Няндома близ Каргополя добралось около 300 - самых фанатичных. Сошли с поезда.
Стоял февраль 1913 года. До монастыря было еще порядка 260 верст - по снегу, по лесам. Дошли. Обложили монастырь. Их пытались разгонять казаки (не применяя оружия) - возвращались. Чтобы избежать кровопролития, игумен велел Иннокентия выпустить.
Его встретили ликованием, подняли на плечи на ковре и так несли много километров - пока путь вновь не преградили солдаты. Возникла стычка. Иннокентия зацепили штыком. Он приказал не сопротивляться.
Теперь сослали уже на Соловки. Это острова - поди доберисьвыберись.
После революции
В Первую мировую «иннокентьевцы» в своих пещерах укрывали дезертиров из всех воюющих армий: русской, австрийской, румынской. Одни говорят - небесплатно, другие - что по убеждению, поскольку были против любой власти. Потом - Февральская революция. Иннокентия выпустили как пострадавшего от царского режима. Не успел вернуться домой - Октябрь. Пастырь выступил с резкими антибольшевистскими речами.
В 1919-м (по другим данным - раньше, в конце 1917‑го) Иннокентий загадочно погиб: был отравлен. Кем, почему - можно лишь гадать. Заподозрить бы большевиков, но им тогда было явно не до «сектантского главаря». Скорее, или чья-то месть (версия Л. Гомина), или разборки внутри секты: пока «хозяина» не было, появились новые вожаки.
Большевики за «иннокентьевцев» взялись позже, в начале 1920-х. Даже если не трогать антирелигиозный момент, ЧК в любом случае не могла пройти мимо: подземелья - слишком удобное место и для тайных складов оружия, и для прятания кого угодно. Но заодно, понятно, «почистили» и хозяев. Оставшихся «иннокентьевцев» объединили в коммуну (крестьяне всетаки!), однако к 1930-му покончили и с ней.
Остатки «иннокентьевцев» (вместе с адвентистами, иеговистами, другими упрямыми нетрадиционными конфессиями) выслали из Молдавии в 1952 году. Их обвиняли в изуверстве - дескать, похищают и прячут в своих схронах детей. Могло быть: люди с психическими отклонениями в любых сектах не редкость, да и сами сектанты часто одержимы идеей укрыть потомство от «мира Антихриста». Но могли и придумать (или подогнать факты). Так или иначе - это была последняя «религиозная» высылка в советской истории. Кстати, санкционировал ее тогдашний первый секретарь ЦК КП Молдавии Леонид Брежнев.
Почему люди уходят в секты?
Ученый-религиовед, доктор философских наук Кирилл Никонов:
- «Иннокентьевцы» существуют доныне, но особой роли в религиозном сообществе не играют. Насколько я знаю, это в основном крестьяне, трудолюбивые, спокойные, тихо исповедующие свою веру. Вообще, если строго социологически, «секта» - слово нейтральное. Просто замкнутое религиозное течение, объединившееся вокруг харизматичного лидера. Ценности такой общины, как правило, не вполне совпадают с ценностями массовых церквей, окружающего общества. Потому она стремится к самоизоляции. Но, прежде чем лепить ярлыки - «тоталитарная! опасная!», надо разбираться с каждым случаем особо. Ведь даже стремление, скажем, зарыться под землю (как «иннокентьевцы» в начале ХХ века, как недавно «пензенские затворники») само по себе не криминал.
Почему люди уходят в секты? Потому, что единообразие мысли - в том числе религиозной - невозможно по определению. Повод бить тревогу - это когда нарушаются права детей, другие общегуманитарные правила, когда появляется агрессивность...
Меры профилактики особо крайних случаев? Думаю, комплексные. Не исключаю даже наблюдения спецслужб - лучше оно, чем скандалы вроде тех, что были с «Белым братством» или «Аум Синрике». Однако параллельно необходима открытая работа подготовленных структур из психологов, религиоведов, просто авторитетных доброжелательных людей. Такие структуры есть, но пока работают на общественных началах. Между тем государственная поддержка им необходима.