Слово «скрипофилия» (иногда пишут «скриптофилия») происходит от древнегреческих scrip («документ») и philos («любить»). Но скрипофил собирает не всякие старые документы. Прежде всего его интересуют вышедшие из употребления акции.
Нет, никто не собирается снова нести их на биржу. Скрипофила волнует прежде всего эстетический момент. Старинные акции (чем старинней - тем лучше!) красивы сами по себе: стильный дизайн, качественное полиграфическое исполнение. Любое правительство, руководитель любого предприятия понимали - внешний вид ценной бумаги не менее важен, чем ее содержание. Поэтому нередко к оформлению акций привлекались художники, ныне почитаемые как классики: Иван Билибин, Людвиг Зюттерлин, Альфонс Муха, Рамон Касас. Заверяли финансовые обязательства своими подписями люди, чьи имена сегодня вошли в энциклопедии.
Всего этого уже достаточно, чтобы антикварные акции имели ныне ценность, порой превышающую былую биржевую. Например, в 1912 г. Иван Билибин разработал эскизы акций Московского народного банка. Сейчас цена такой акции (вся в «фирменных» билибинских завитках) достигает 1,5 тыс. долларов. А особо редкие акции Верхних торговых рядов на Красной площади (нынешний ГУМ) - бумага с водяными знаками, изображение здания Торговых рядов, башен Кремля и памятника Минину и Пожарскому - могут «потянуть» и на 5 тыс. долларов. Это, конечно, потолок, в среднем же российские ценные бумаги, выпущенные до 1917 года, коллекционеры оценивают сегодня в 10-50 долл., облигации послереволюционной России (1921-1950 гг.) - 10-15 долл. за штуку.
Самой дорогой зарубежной ценной бумагой, видимо, является акция American Express Company начала XX века с подлинными автографами первых президентов компании. Несколько лет назад за нее было уплачено 40 тыс. евро.
Сколько скрипофилов сегодня в мире? Никто, понятно, точно не считал, но по приблизительным прикидкам - около 200 тысяч. Известны три международные ассоциации собирателей старинных акций и облигаций.
Уже давно нет фирм, компаний, акционерных обществ, которые эти акции и облигации выпускали. Нет порой и государств, чьей экономике они служили. А оформленные со старомодной щеголеватостью, отпечатанные на добротной бумаге давние паевые свидетельства все вызывают дрожь у коллекционеров. Что ж - уже антиквариат. А он, как известно, с годами лишь растет в цене.
К сведению
Ученые спорят - кто в мире первым выпустил акции? Английская «Ост-Индская компания»? Голландская? Французская? В любом случае время появления - гд-ето между 1600 и 1628 годами. Осваивались колонии, монархи даровали доверенным корпорациям право торговли с заокеанскими землями, но корпорации эти, в свою очередь, нуждались в привлечении средств.
Антикварные акции - свидетельства экономической истории государств, напоминание о важнейших событиях в их прошлом. Вот Россия испытывает после Русско-японской войны финансовые затруднения - и появляются акции взятого у Франции «Российского государственного 5%-ного займа 1906 года». Он привязал нас к Антанте, вынудил выступить на ее стороне в Первую мировую - и все закончилось 1917 годом. А вот французские «Акции Панамского канала». После грандиозного финансового скандала 1888 г. само слово «Панама» стало нарицательным. Или акции румынской нефтяной компании «Конкродия». В 1944 г. на ее заводах советские специалисты обнаружили американские насосы. То есть бизнесмены из США в разгар войны тайно продавали румынам (союзниками Гитлера) современное оборудование для нефтедобычи. Лишь на самом верху было решено не поднимать скандал.