Переворачивая мир
150 лет назад увидела свет первая статья Чарльза Дарвина о роли отбора в происхождении видов. Еще через год – книга, которую все знают под названием «Происхождение видов». Как показали опросы в США, Англии, России, в других странах, она считается одним из самых известных произведений научной литературы. Но знать-то про нее знают все, только почти никто не читал. Мало кому известно даже полное ее название: «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».
Считается, что именно с этого труда берет начало теория эволюции. Что не совсем так. Эволюционисты существовали и до Дарвина. Причем какие!
Основная идея, которую выдвинул и активно защищал Дарвин, в двух словах состоит в том, что все современные виды животных и растений образовались путем постоянного, медленного изменения одного или нескольких первоначальных видов и их потомков. Эти изменения совершались на протяжении длительных геологических периодов, продолжают происходить и сейчас. Так вот: примерно то же положение активно защищал Ламарк (1744–1829) и подтверждал Жоффруа СентИлер Этьен (1772–1844), хотя и не с такой горячностью.
Но Дарвин продвинулся дальше. Во-первых, его теория напрочь исключала участие в происхождении видов Бога – прорыв по тем временам. Дарвин не был атеистом, но считал, что в данном случае все можно объяснить вполне земными факторами. Во-вторых, он сформулировал ряд причин и условий, при сочетании которых (и только при этом!) происходит видообразование: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, изоляция. В-третьих…
Величайший ученый своего времени, Дарвин обладал еще и даром излагать мысли хорошим языком, увлекательно и понятно. Надо ли удивляться, что уже первый тираж «Происхождения видов» (правда, по нынешним меркам не слишком большой – 1250 экземпляров) разошелся за один день.
Ну а дальше началось…
Антидарвин
САМЫМ безобидным проявлением несогласия с Дарвином стали заполнившие газеты карикатуры, изображавшие великого натуралиста в виде симпатичной (или не очень) обезьянки. Прошло 150 лет. Споры вокруг его теории не стихают.
Сегодняшних оппонентов Дарвина я бы разделил на три категории. Первая: серьезные ученые, ищущие все новые факты, не вписывающиеся в дарвиновские представления. Вторая: современные креационисты, пытающиеся совместить дарвинизм с религиозным взглядом на происхождение мира. Третья: люди, не имеющие никакого отношения к биологии, но которым противна сама мысль о родстве с приматами и прочей живностью. У всех – свои доводы.
Когда ученые говорили «нет»
ОППОНЕНТОВ первого типа можно вспомнить много. Оспаривали Дарвина сторонники «концепции катастрофизма», в начале ХХ в. – генетики, потом, например, приверженцы теории нейтральной эволюции макромолекул… То, что ученые спорят, – нормально. Что спорят с Дарвином – тоже нормально. Трудно ожидать от работ, созданных 150 лет назад, точного соответствия современному уровню знания. С момента выхода первых статей и книг Дарвина появилось уже несколько десятков иных учений, так или иначе связанных с идеей развития всего живого. Некоторые, на первый взгляд, Дарвину прямо противоречили. Однако с накоплением объективной информации выяснялось: и они неплохо укладываются в ставшие уже традиционными представления. Тут, скорее, поражает предвидение Дарвина. В ряде случаев он как бы говорил: здесь происходит то-то. Почему – не знаю. Но происходит. Через много лет выяснялось: был прав.
Из самой дарвиновской теории выросли (так и хочется сказать «путем естественного отбора») неодарвинизм и синтетическая теория эволюции. Тоже имеются противники – но, в конце концов, кто сказал, что мы в конце научного пути?
На все воля божья
КРЕАЦИОНИСТЫ – пример «встречного поиска», причем не столько научного, сколько, выразимся так, духовного. Вот Библия, в которую верят миллионы. Вот объективная реальность, описанная в теории эволюции. Как совместить?
Именем Дарвина козыряли в советской антирелигиозной пропаганде, что не совсем честно. Еще раз – он не считал свою теорию противоречащей христианству. В молодости веровал истово, забавлял вольнодумных офицеров «Бигля» вечным цитированием Библии. Потом… Нет, не стал атеистом, все сложнее: после смерти маленькой дочери разочаровался в официальной религии, искал «своего Бога».
А креационисты ищут «своего Дарвина». Сегодня они (по крайней мере, часть из них) не отвергают эволюцию. Но исходят из того, что «и на то воля божья». Мне приходилось беседовать со священниками из бывших биологов – звучали очень интересные мысли. При Ватикане есть целый институт, занятый теми же проблемами. Что ж – вера не мешала академику Ивану Павлову, к идее Бога пришла недавно умершая Наталья Бехтерева. Работа мысли умных людей всегда интересна – так что не будем тут спешить с однозначными оценками.
Не читал, но осуждаю
НО ЕСТЬ еще «публика» – более или менее образованные граждане, склонные порассуждать о проблемах, в которых, мягко говоря, не шибко сведущи. В том числе – о дарвинизме. Здесь положение скверное. Разумеется, Дарвина почти никто из этих людей не читал. Зато в головах – дикая свалка мнений, околонаучных концепций, сплетен.
Это было бы смешно, если бы не было грустно. Вполне взрослые люди заявляют: изучение теории Дарвина будет противоречить религиозному образованию, которое надо внедрить в государственных школах. Но, во-первых, одно другому не мешает. Во-вторых, как уже сказано, эволюционная теория определила сегодняшний ход научной мысли. Школьников надо учить думать – хотя бы потому им надо знать основы великих учений. И «запрет Дарвина» откинет страну на 150 лет назад, во времена, когда его труды только увидели свет. А может, и дальше.
Кое-что о Дарвине
ЧАРЛЬЗ Роберт Дарвин родился в 1809 г. в семье врача. Изучал медицину и богословие. В 1831–36 гг. совершил кругосветное плавание на корабле «Бигль». Книги, написанные после путешествия, принесли Дарвину первую научную славу. В 1838–41 гг. – секретарь Лондонского геологического общества. С 1842 г. жил с семьей в тихом городке Даун. В 1858 г. в протоколах Лондонского Линнеевского общества впервые появилось краткое изложение дарвиновской теории естественного отбора. Во избежание спора о приоритетах по инициативе Дарвина рядом шла статья другого натуралиста, А. Уоллеса, автономно разрабатывавшего ту же тему. Дальше один за другим выходили научные труды Дарвина, из которых сложилось его учение.
У него было десять детей, трое из них умерли маленькими. После смерти в 1851 г. любимицы – трехлетней Энни – Дарвин пережил тяжелый мировоззренческий кризис.
Умер в 1882 году.
«Обезьяньи процессы»
Попытки через суд запретить преподавание Дарвина в школе предпринимались не раз. Имел место и у нас в 2006 г. неудачный иск питерской школьницы Маши Шрайбер. Но самый знаменитый «обезьяний процесс» – дейтонский (США), 1925 года.
…Был тогда такой всеамериканского уровня политик-консерватор У. Брайан. В начале 1925-го его единомышленник, сенатор Д. Батлер, провел закон, запрещавший преподавание «любой теории, которая отрицает учение Библии о божественном творении». В городке Дейтон, штат Теннеси, несколько местных интеллигентов решили оспорить «закон Батлера», а заодно оживить здешнюю деловую жизнь. Они уговорили молодого учителя Д. Скоупса признаться, что он преподавал Дарвина детям после выхода закона. Скоупс вообще-то был физруком, иногда подменял учителя биологии. Но – человек новых взглядов! – действительно не видел в преподавании Дарвина большого греха и действительно как-то рассказывал о теории эволюции на уроке.
Расчет был на то, что за нарушением закона последует суд, а суд вызовет скандал – и интерес к городу. Так и случилось. Обвинять Скоупса в Дейтон прибыл сам Брайан, защищать – знаменитый адвокат К. Дерроу. Процесс шел остро. Скоупса признали виновным в нарушении закона, дали минимальный штраф – 100 долларов. Через полтора года приговор отменили из-за процессуального нарушения. С отменой приговора прекратилось судебное обсуждение проблемы.