Созвучия судьбы: к 100-летию со дня рождения Вениамина Баснера
30 декабря 2024, 13:59 [«Аргументы Недели», Владимир Корнилов, доцент, к.э.н., город Ярославль ]
Вениамин Ефимович Баснер не нуждается в особом представлении. Уже не одно поколение советских людей и граждан современной России с удовольствием слушает и исполняет его песни: «С чего начинается Родина?», «Березовый сок», «Белой акации гроздья душистые», «На безымянной высоте», «Это было недавно» и многие другие.
Эти произведения созвучны народным песням. Сам Вениамин Ефимович рассказывал, как на одной из встреч с фронтовиками его пытались убедить, что песню «На безымянной высоте» слышали ещё в годы Великой Отечественной войны. Основой сюжета песни послужила подлинная история: группе из 18 бойцов 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии была поставлена задача овладеть высотой 224,1 у деревни Рубеженка, обеспечивающей удобный выход к реке Десна. Группа состояла из воинов-сибиряков (все были родом из Новосибирска) под командованием лейтенанта Евгения Порошина. Она выполнила поставленную задачу и овладела высотой, но была отсечена противником от основных сил. В течение ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки немцев, многократно превосходивших наших бойцов по численности (до 300 солдат).
К утру из состава группы остались в живых лишь двое: рядовой Герасим Лапин был найден наступающими бойцами своей дивизии живым среди трупов, а сержант Константин Власов был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал, воевал в партизанском отряде). В наше время на месте боя сооружён мемориал и открыт музей. С 2010 года в Новосибирске реализуется проект под названием "На безымянной высоте". Ежегодно 18 молодых людей и девушек, проявивших себя в патриотической работе, отправляются к мемориалу, чтобы воочию увидеть место того памятного сражения. (История создания песни «На безымянной высоте».)
Композитор вспоминал, что мелодия песни «На безымянной высоте» пришла к нему не сразу: «Когда третий вариант ее был забракован и поэтом, и режиссером картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной, я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию. Записать ее было нечем, не на чем. Поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть». (История создания песни «На безымянной высоте») По воспоминаниям Баснера, с этой песней связан еще один забавный случай, который произошел с ним и автором стихов этой песни в 1963 году: «Стоим мы с М. Матусовским на стоянке такси, ждем машину, которая пришла через полчаса. Только хотели в нее сесть. Откуда ни возьмись три мужика в сильном подпитии. Оттолкнув нас и осыпая бранью, сели в машину и грянули громко: «Нас оставалось только трое из 18 ребят». (Баснер В.Е. Биография./ https://ru.wikipedia.org/wiki)
Вениамин Баснер родился в новогоднюю ночь в 1925 году в Ярославле. Отец его, Ефим Семенович Баснер, всю жизнь работал на обувной фабрике «Североход», находившейся в центре города. Мать, Роза Григорьевна, вела хозяйство семьи, в которой кроме Вениамина было еще два младших брата. В начале 20-х годов семья Баснеров получила жилье неподалеку от фабрики – на улице Республиканской, в одном из бывших купеческих особнячков. Сейчас на стене этого дома (Республиканская ул., д. 47) в память о том, что в этом доме родился и жил композитор В.Е. Баснер, установлена мемориальная доска. В роду Баснеров не было профессиональных музыкантов, но музыка звучала в доме всегда. Дядя композитора, кадровый военный, играл на скрипке, тетя – на фортепиано. Отец и мать имели хорошие голоса и часто пели соло или дуэтом. В семье рано заметили склонность мальчика к музыке, ведь природа богато одарила его музыкальными способностями. Сохранилась фотография, на которой он запечатлен в трёхлетнем возрасте с маленькой скрипкой в руках. По воспоминаниям матери, когда сын увидел в витрине магазина детскую скрипку, не хотел уходить до тех пор, пока ему её не купили. Так он сам выбрал свою судьбу. (Альбом-проспект к 100-летию Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 24.)
В.Е. Баснер в три года
В восемь лет Вениамин поступил в музыкальную школу им. Л.В. Собинова. Его первым педагогом был скрипач Ю.А. Черво. В альбоме-проспекте, выпущенном в 2004 году по случаю столетия музыкальной школы, отмечается, что В. Баснер – выпускник № 1. В альбоме есть сообщение о первом в жизни В. Баснера концерте, который состоялся 28 января 1938 года на квартире работника Ярославского автозавода стахановца А.И. Чихалева. На концерте присутствовали представители руководства завода, друзья стахановца по работе. Горячими аплодисментами слушатели встретили исполнение мальчиком произведения для скрипки «Тамбурино». (Альбом-проспект к 100-летию Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 25.)
Этот факт примечателен ещё и тем, что свидетельствует о том, какое внимание уделялось музыкальному просвещению рабочего класса в советское время. Просветителями выступали не только известные мастера, но и юные дарования. Советское государство служило интересам рабочего класса, созидателя материальных ценностей, благодаря которым формируются предпосылки для развития культуры и духовной жизни в стране. В наши дни, в век буржуазного чистогана, подобная практика совершенно забыта. В средствах массовой информации практически ничего не говорится о жизни и работе трудового народа. Создается впечатление, что в России отсутствуют рабочий класс и крестьянство. Зато по всем каналам телевидения с утра до позднего вечера идут передачи, посвященные звездам шоу-бизнеса. Не в этом ли одна из причин нежелания молодежи осваивать рабочие и инженерные профессии? В стране сложилась ситуация, когда становится некому работать на предприятиях, строить дома, пахать, трудиться на фермах, конструировать машины.
В. Баснер выступает в домашнем концерте на квартире стахановца А. Лихачева
В 1939 году на гастроли в Ярославль приехал Государственный оркестр СССР, исполнивший Пятую симфонию Д. Шостаковича. Музыка великого композитора захватила подростка, и с той поры Вениамин собирал все, что имело отношение к этому композитору: выписывал ноты, вырезал статьи, покупал грампластинки. «Однажды на слух он записал нотный текст Первого квартета Шостаковича. Много лет спустя, познакомившись с Дмитрием Дмитриевичем, он показал ему свою детскую запись. Просмотрев ноты, Шостакович нашел единственную ошибку: в одном такте виолончель звучала так высоко, что ее партия была приписана скрипке». (Цит. по: Севенард Е. 1 января - 95 лет со дня рождения Вениамина Баснера)
В 1940 году Вениамин Баснер с отличием окончил музыкальную школу и был зачислен на второй курс музыкального училища имени Л.В. Собинова. С началом Великой Отечественной войны большинство преподавателей ушли на фронт. Только студентам выпускного пятого курса предоставили возможность завершить обучение. Среди них оказался Баснер, которого наряду с другими талантливыми студентами перевели на пятый курс. В 1942 году он с отличием окончил музыкальное училище и был принят в Ярославскую филармонию. Вместе с филармоническим оркестром скрипач Баснер выступал в воинских частях, которые дислоцировались на территории Ярославской области. В 18 лет музыкант начал сочинять собственные произведения: небольшие пьесы для скрипки и фортепиано, квартеты и романсы на стихи своего школьного друга. Именно симфоническая и вокальная музыка привлекала его больше всего.
Война внесла серьезные изменения в жизнь В. Баснера. В феврале 1943 года его призвали в ряды Красной Армии. Он попал в Ленинградское высшее артиллерийское командное ордена Ленина Краснознаменное училище имени Красного Октября, которое на период войны было эвакуировано в Кострому. Учеба так захватила его, что будущий артиллерист стал мечтать об офицерской карьере. Но однажды во время подготовки концерта художественной самодеятельности его игру на скрипке услышал начальник училища Василий Прохорович Стеснягин – генерал, хорошо знавший традиции дореволюционных офицерских собраний. Генерал Стеснягин принял решение: «Немца победим без тебя. Так что иди служить в музыкальный взвод». (Альбом-проспект к 100-летию Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 25., С. 75) Находясь в музыкальном взводе при артиллерийском училище, курсант В. Баснер не только играл на скрипке, но занимался аранжировкой произведений для духового и эстрадного оркестров, обучением нотной грамоте курсантов, самодеятельных вокалистов и исполнителей на музыкальных инструментах. Несмотря на сравнительно молодой возраст, он проявил способности как организатор масштабных концертов в артиллерийском училище; в программы выступлений в том числе входили советские, русские, украинские песни и песни других народов. По распоряжению начальника училища курсанты под музыкальным руководством Баснера поставили заключительную сцену из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». (Альбом-проспект к 100-летию Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 25., С. 24.) В.Е. Баснер вспоминал: "Представляете, идет война, еще грохочут пушки, а будущие офицеры-артиллеристы учат партии из оперы Чайковского! Прошло несколько десятков лет, фамилии участников постановки позабылись, но, когда я слышу разговоры о перегибах в нашей музыкальной повседневности, я с благоговением вспоминаю человека, поднявшего курсантов на такой труд! Вот сейчас бы побольше таких командиров, особенно там, где готовят будущих офицеров, чтобы молодые наши кадры, заразившись этой увлеченностью настоящей, высокой музыкой, понесли бы ее в свои подразделения, в свои части. Сколько бы это дало пользы!" (Цит по: Памяти композитора В.Е. Баснера./https://vk.com/wall-4700158_35793) В. Баснер всегда с благоговением вспоминал период пребывания в военном училище. Можно предположить, что если бы не было этого этапа в его жизни, то музыкальный талант не раскрылся бы в нем так многогранно: скрипач, педагог, аранжировщик и, наконец, композитор. С другой стороны, воспитанный в духе патриотизма, ответственности перед Родиной, которая, увидев в нем будущего творца, подарила ему возможность следовать своему предназначению, он свои лучшие песни посвятил военной и патриотической тематике. Тем солдатам, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Тем, кто дожил до Великой Победы и не раз праздновал ее после окончания лихолетья.
Вениамина Баснера нет с нами более 28 лет, но как актуально звучат слова, сказанные им в преддверии 50-летия Победы: «Все дальше в прошлое уходят бои, но память о тех, кто выстоял и победил, мы должны сохранить навечно и передать ее потомкам. Нашу общую, нашу гордую память! И если моя музыка будет способствовать этому, значит, я живу на земле не зря». (Баснер В.Е. Биография./)
Его задушевные песни сразу получали признание и становились всенародно любимыми. Вот песня «Березовый сок», которая шагнула с экрана в народ после выхода в свет фильма «Мировой парень». Премьера песни состоялась в одной из частей группы советских войск в Германской Демократической Республике. Исполнение повторяли до тех пор, пока слушатели, солдаты и офицеры, не выучили ее наизусть. Что же говорить о песне «С чего начинается Родина?», которую, думается, должен знать, и если не петь, то напевать каждый гражданин России! Не случайно, Президент РФ В. Путин относит ее к числу своих самых любимых. Когда в зрелом возрасте он решил освоить фортепьяно, то свои успехи продемонстрировал, исполнив на благотворительном концерте мелодию песни «С чего начинается Родина?».
Президент РФ В.В. Путин исполняет мелодию песни «С чего начинается Родина?»
Как же духовно обнищало нынешнее поколение военных курсантов! Даже в тяжелейшее для всех советских граждан военное время молодые люди стремились к возвышенному, к красоте, к народной песне, там находили источники оптимизма и силы для победы. В наши дни, начиная с горбачевской перестройки, вследствие музыкальной дебилизации под тотальным воздействием шоу-бизнеса, у молодежи в моде не классика и тем более не народная песня. Ей подавай «зажигающие» танцы и песни низменного характера. В интернете появилось видео, снятое курсантами Ульяновского института гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИГА). Они пародировали клип на песню «Satisfaction» итальянского диджея Бенни Бенасси. В двухминутном ролике, снятом одним планом, несколько молодых человек танцевали под музыку в нижнем белье, ботинках, фуражках, бабочках и галстуках. В руках молодые люди держали строительные инструменты. Видео было снято в одном из общежитий института.[4] (Материалы интернета./ © Fishki.)
Череда подобных развлечений продолжается до сих пор, несмотря на то, что страна проводит специальную военную операцию на Украине. Голая вечеринка работников ставропольского предприятия «Ставэлектросеть» (22.12.24.) попала на видео и возмутила россиян. Участники корпоратива, посвященного Дню энергетика, вызвали в ресторан стриптизерш, которые в своем выступления имитировали половой акт. Отмечается, что этот «праздник» энергетиков состоялся в день, когда без света остались около полутора тысяч квартир в Минеральных Водах. (Леонов М. Голая вечеринка энергетиков в день отключения света попала на видео и возмутила россиян) Ранее сообщалось, что в Екатеринбурге БДСМ-вечеринку провели в Окружном доме офицеров. В Ярославле за несколько дней до концерта певицы Лолиты в концертном зале «Миллениум» (10 ноября 2024 г.) члены общества «Русская община» обратились к певице: «Наши солдаты сейчас воюют в окопах, рискуют своими жизнями и здоровьем. А вы в это время насмехаетесь над ними прямо в лицо, участвуете в голых вечеринках всяких в такое тяжелое время для всей страны. А потом ездите по всей стране и зарабатываете деньги». «Русская община» призвала власти отменить мероприятие. По словам ярославца П. Омельницкого, «в областном минкульте объяснили, что оснований для отмены концерта певицы нет. Теперь вопрос к нашим чиновникам ярославским. Вы на кого работаете? Русские люди не хотят, чтобы такие певицы и исполнители колесили по стране и зарабатывали здесь деньги, развращая нашу молодежь». (Цит.по:Геворкян К. «Мы всё помним»)
Осенью 1944 года Высшее артиллерийское командное ордена Ленина Краснознаменное училище имени Красного Октября вернулось в Ленинград. Вениамин Баснер впервые увидел обессиленный блокадой, некогда величественный город. Впоследствии он посвятит Ленинграду симфоническое произведение «Поэма об осажденном Ленинграде» и создаст вокально-симфоническое сочинение «Блокада» (на стихи М. Матусовского), воспевая силу духа в противостоянии фашизму и мужество непокоренных ленинградцев.
После демобилизации Баснер поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классу скрипки. Но его влекло к сочинительству музыки.
В 1945 году Вениамин Баснер, проходя по Театральной площади, заметил садящегося в трамвай Дмитрия Шостаковича. Вскочив следом в трамвай, студент ради знакомства со знаменитым композитором и вышел с ним на одной остановке. Не без робости подошел к мэтру, чтобы познакомиться. Видимо, из беседы с молодым человеком Дмитрий Дмитриевич понял, что перед ним неординарный начинающий музыкант, и позволил беспрепятственно посещать свой класс. Так В. Баснер стал учеником великого композитора. Ему еще больше захотелось продолжить учебу на композиторском факультете. На экзамене В. Баснер исполнил первую часть своего квартета, однако услышал вердикт комиссии: «Композиторских данных нет!» Пришлось заканчивать консерваторию по классу скрипки. Это предопределило начало его профессиональной деятельности: он выступал как солист и оркестровый музыкант Ленинградской филармонии. Но работая в филармонии, в свободное время продолжал заниматься любимым делом: созданием симфонических и вокальных произведений. В 1955 году В. Баснер стал членом Ленинградского отделения Союза композиторов СССР и возглавил в нём комиссию по работе с молодёжью. Большое влияние на творчество В. Баснера оказала его многолетняя дружба с Дмитрием Шостаковичем, который высоко отзывался о сочинениях молодого коллеги, помогал их продвижению. В. Баснер посвятил Дм. Шостаковичу симфонию № 1 (1958) и создал симфонию «Катерина Измайлова» по опере Шостаковича.
В.Е. Баснер написал музыку к 47 советским фильмам. В кино он пришел случайно. В 1955 году режиссер З. Аграненко ставил картину "Бессмертный гарнизон" по сценарию выдающегося советского писателя и поэта К. Симонова о защитниках Брестской крепости. Музыку к фильму должен был писать видный советский композитор Кара Караев, но из-за срочной командировки отказался. Режиссер обратился к Д. Шостаковичу с просьбой порекомендовать композитора. Сам Дмитрий Дмитриевич в то время был очень занят и указал на Георгия Свиридова и Вениамина Баснера. Г. Свиридов был в творческой командировке; Вениамин Ефимович, просмотрев натурный материал, сказал: «Буду работать с вами, у меня свои счеты с фашистами». Так Баснер начал работать в кинематографе.
Говоря о В. Баснере как об авторе многих советских песен, нельзя не упомянуть о замечательном поэте М. Матусовском. Самые знаменитые песни были написаны композитором в содружестве с ним. При создании любой песни, если речь идет не о вокальной однодневке на потребу дня, вклад композитора составляет единое целое с творением поэта. Но как птица, не оперившись, не полетит, так и песня без вокалиста не дойдет до людских сердец. И в этом отношении Баснер был счастлив. Первыми исполнителями его песен стали выдающиеся и любимые народом певцы: М. Бернес, Э. Хиль, Л. Сенчина, Ю. Гуляев, И. Кобзон и др. Каждый из них вокальными красками своих голосов, неповторимым тембром, манерой исполнения доносил искренность и душевную теплоту баснеровской песни. Стоит отметить еще одну яркую черту, проявившуюся в творчестве этого композитора, которая так важна для нашей многонациональной страны: он был настоящим патриотом своей Родины, советского государства. О себе говорил: «Я русский композитор, еврей по национальности. Родился в центре России, всю жизнь впитывал русскую культуру, взгляды мои формировались на русской литературе и философии». (Баснер В.Е. Биография.)
И последнее. На концерте в Ярославле, посвященном 90-летию со дня рождения композитора, состоявшемся в январе 2015 года, было принято обращение к руководству города об увековечивании памяти нашего выдающегося земляка. Вот что было написано в этом документе: «В.Е. Баснер – один из тех ярославцев, кто принес заслуженную славу нашей Родине: он написал музыку к более чем 40 кинофильмам, является автором таких песен-шедевров, как «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина?», «Березовый сок», «Это было недавно» и многих других; им было создано тринадцать произведений для музыкального театра, три симфонии, два инструментальных произведения, симфонические сюиты, пять квартетов. В. Баснер по праву занимает почетное место в когорте таких знаменитых ярославцев, как Ф.Г. Волков, Н.А. Некрасов, Л.Н. Трефолев, Л.В. Собинов, В.Н. Терешкова, Н.И. Труфанов, П.И. Батов, Л.И. Ошанин, М.С. Лисянский и другие, которые прославили Ярославский край». В обращении предлагалось именем В.Е. Баснера назвать одну из улиц Ярославля.
После концерта (11.01.15), посвященного В.Е. Баснеру, в музыкальной школе, где он учился. Справа – В.И. Корнилов, автор статьи; слева – И.С. Куницына, член Союза композиторов СССР с 1965 года (по рекомендации Т.Н. Хренникова). Она лично знала В.Е. Баснера. В течение 20 лет продолжалось наше с ней творческое содружество как вокалиста и концертмейстера.
P.S. В марте 2015 года на заседании Комитета по увековечиванию памяти выдающихся ярославцев было рассмотрено обращение ярославской общественности к руководству города. По итогам рассмотрения единогласно принято решение: одну из новых улиц г. Ярославля назвать в честь В.Е. Баснера. Можно только сожалеть, что городские власти приняли решение с таким большим запозданием. Прошло пять лет с того знаменательного концерта. Пришлось не раз обивать пороги кабинетов мэрии г. Ярославля, чтобы это решение было претворено в жизнь. В год 75-летия Великой Победы над гитлеровской Германией его именем назвали одну из улиц в центральном районе г. Ярославля.