> Романтик неба - Аргументы Недели

//История 13+

Романтик неба

14 октября 2024, 14:02 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

14 октября исполнилось 70 лет Герою Российской Федерации, заслуженному летчику-испытателю РФ Роману Петровичу Таскаеву. Он освоил более 40 типов самолетов. Проделал большую работу по отработке и доводке опытных образцов самолетов МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ.

Впервые в истории отечественной авиации выполнил перелет на истребителе МиГ-31 через Северный полюс с дозаправками. Проявил высокое летное мастерство и мужество при испытании учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ.

С 1998 г. - летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева. Установил 1 мировой авиационный рекорд. 28 мая 2017 года вместе с Олегом Кононенко выполнил первый подъём нового пассажирского самолета МС-21. 

 Там за облаками небо!

Роман Петрович Таскаев родился 14 октября 1954 года в городе Хилок Читинской области (ныне Забайкальского края). Детство и юность провёл в Чите. Как ни странно, в детстве он даже не мечтал стать летчиком.

- Зато интересовался буквально всем, занимался в разных кружках. Все хотел попробовать. Играл в шахматы, потом переключился на бокс, затем увлекся радио, вспоминал Роман. И наконец в 13 лет попал в аэроклуб в Чите. И сразу понял: это мое. В феврале  1968 года я совершил свои первые парашютные прыжки.

После этого меня приняли на планерное отделение. В 15 лет я самостоятельно вылетел на планере КАИ-12 «Приморец». Первый полет был одним из самых ярких впечатлений моего детства. И тогда я влюбился в свою будущую профессию. Так что вопрос "куда идти после школы" передо мной не стоял.

Как утверждает историк авиации Андрей Симонов, перед окончанием средней школы юноша разослал письма сразу в несколько лётных училищ (Сызранское, Харьковское и др.) с просьбой разъяснить правила поступления в эти учебные заведения. Первым пришёл из Харькова. В итоге в августе 1971 года Роман Таскаев стал курсантом Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков.

В октябре 1975 года училище было успешно окончено, и лейтенант Р.П. Таскаев получил назначение в Северную группу войск в Польше - в 42-й гвардейский авиаполк истребителей-бомбардировщиков, который базировался на аэродроме Жагань и летал на МиГ-21ПФМ. 

Затем полк получил новый истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Переучивание  на новый тип прошло в сжатые сроки и без единой аварии. По этому поводу в Кшиву прилетел Главнокомандующий ВВС Главный маршал авиации П. С. Кутахов, отметивший отличную подготовку лётчиков полка. А вскоре произошло событие, в корне изменившее всю его дальнейшую жизнь. 

В начале февраля 1979 года в полк приехали специалисты из ОКБ имени А. И. Микояна: Герой Советского Союза, один из первых заслуженных лётчиков-испытателей СССР Григорий Александрович Седов (на тот момент – главный конструктор самолётов МиГ-23 и МиГ-27), Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Александр Васильевич Федотов (старший лётчик- испытатель ОКБ). Вот что вспоминал об этом событии сам Р. П. Таскаев:

- И вот тогда произошло моё первое общение с этими людьми, которых потом уже я узнал близко. В ту пору имя Александра Васильевича Федотова было известно всем лётчикам, Да и вообще всем людям, которые к авиации имели отношение. Конечно же, мы Федотова знали, и увидеть его вот так вот, вживую, это было огромное удовольствие. А особенно ещё и пообщаться.

Мы тогда пытались от них получить ответы на наши вопросы, которые возникали у нас в процессе освоения самолёта. И стремились высказать все то, что у нас наболело за время эксплуатации самолёта. Какие-то нюансы там возникали, и мы всё время хотели высказать свои замечания, чтобы их нам исправили.

Самое интересное, что прославленный лётчик-испытатель возможно и не запомнил молодого старшего лейтенанта, но визит в 3-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков в его памяти отложился, а сам Таскаев решил стать летчиком-испытателем.

 Сквозь тернии к звездам.

По утверждению А. Симонова, летом 1980 года военный лётчик 1-го класса капитан Р. П. Таскаев предпринял первую попытку поступить в Школу лётчиков-испытателей. Командование полка ни в какую не хотело отпускать первоклассного командира звена, предлагая ему поступать в Военно-воздушную академию. Но он упорно стоял на своём. Роману Петровичу помогло то обстоятельство, что вскоре его по замене должны были из Польши перевести в Советский Союз. И он логично заявил:

- Я же всё равно из полка вскоре уйду, так какая Вам разница - куда?

В итоге Р. П. Таскаев добился своего и вскоре приехал в подмосковный город Жуковский, где располагался Летно-исследовательский институт и знаменитая Школа летчиков-испытателей (ШЛИ). Здесь он успешно сдал теоретические экзамены, а на лётных экзаменах ему довелось выполнить два полёта вместе с Александром Васильевичем Федотовым. Так их жизненные пути пересеклись вновь.

Однако поступить тогда в ШЛИ Роману Петровичу по ряду причин было не суждено и начало обучения решили перенести на следующий год. Лишь в ноябре 1981 года капитан Р. П. Таскаев был уволен в запас и зачислен в Школу лётчиков-испытателей. В июне 1983 года она была успешно закончена. В том же году он стал лётчиком-испытателем ОКБ имени А. И. Микояна. 

 

Героические будни летчиков-испытателей.

Начиная ввод в строй по своей методике, Александр Васильевич Федотов в шутку сказал молодому испытателю:

- Мы тебе покажем на практике абсолютно всё, что ты должен уметь - кроме катапультирования... Но вышло так, что пришлось испытать на себе и это. 21 июля 1983 года во время сверхзвукового разгона на МиГ-23УБ, на борту которого находились А. В. Федотов и Р. П. Таскаев, на высоте 50- 600 метров при скорости 1.100 км/ч разрушилась камера сгорания двигателя. Тяги управления были перебиты разлетевшимися лопатками турбины, и стабилизатор ушёл в упор - к счастью, на кабрирование. Моментально возникла очень большая перегрузка - порядка десяти единиц.

Вот что вспоминал Р. П. Таскаев:

- Что-то с самолётом происходит, но что – понять не могу. Только вот большая перегрузка, и у меня мысль: ну всё, возможно, сейчас будем прыгать. А меня перегрузкой вот так вот согнуло, я в колени упёрся. Думаю: надо выпрямиться, а то если сейчас    катапультироваться, то спина сломается. Выпрямляюсь... А Александр Васильевич чётко оценивал ситуацию. Как потом он говорил - я боялся второго взрыва. Поэтому долго нам с ним там беседовать не пришлось. Двигатель всё равно отказал, какой-то неуправляемый полёт начался, и перегрузка упала. А. В. Федотов принял решение о катапультировании из неуправляемого самолёта.

Парашют раскрылся, я себя достаточно комфортно чувствовал, но переживать стал за Федотова. Увидел  его немножко ниже себя, стал кричать, чтобы он отозвался, потому что я за него начал переживать. Но вижу, что он тоже чего-то кричит, но расстояние достаточно большое, понять было невозможно. Я очень сильно переживал, куда ж мы там сядем, а садились мы на лес. Федотову чуть больше повезло: он «придеревился», парашют зацепился за сучья, и у него там метра три до земли было. А у меня за верхушки деревьев купол зацепился, и я между сосной и берёзой болтаюсь. До сосны примерно где-то метра полтора, раскачался, обнял этот ствол. И что дальше делать? Руки устают, надо слазить. Отцепился, по этому дереву спустился как обезьяна. И первая мысль: что там с Федотовым? Слышу, он уже идёт, кричит. Переговорили, собрались, а он и говорит:

- Ну вот, извини, так получилось!

Интересно отметить, что когда мы с Федотовым в 1983 году катапультировались, то еще только с деревьев слезали, а к моей жене  уже подруги пошли докладывать о ЧП. Хорошо их по дороге перехватил мой товарищ, летчик-испытатель Сергей Тресвятский, и говорит:

- Зайдите, девочки, на минутку, я вам все расскажу. Они зашли в квартиру, а он их на ключ запер и ушел. Выпустил только тогда, когда нас живых и здоровых привезли.

Наверное, тогда и родилась шутка:

- Руководитель полетов говорит своему помощнику:

- Таскаев запускает двигатели. Давай пожарку и санитарку на полосу!

Но если говорить серьезно, к моменту распада Советского Союза, Р. П. Таскаев стал первоклассным лётчиком-испытателем, выполнявшим все типы испытаний: на штопор с различными вариантами подвесок (на МиГ-29 и МиГ-29М), на критических режимах полёта (на МиГ-29, МиГ-29УБ и МиГ-29М), дозаправку топливом в воздухе (на МиГ-25ПДЗ и МиГ-31), посадку на авианосец (на МиГ-29К), посадку на ледовый аэродром (на МиГ-31), испытания сверхлёгких самолётов.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, 16 августа 1992 года Роману Петровичу Таскаеву одному из первых в стране было присвоено звание Герой Российской Федерации. Ему была вручена Золотая Звезда № 5.

28 апреля 1995 года Р. П. Таскаев на МиГ-29 установил мировой рекорд высоты в классе C-1-h (турбореактивные сухопутные самолёты с взлётным весом от 12 до 16 тонн), равный 27.460 метров. 5 июля 1995 года лётчик-испытатель О. В. Антонович установил на МиГ-29 ещё два мировых авиационных рекорда.

1 марта 1996 года Роман Петрович Таскаев был награждён орденом Мужества, а через две недели – 16 марта 1996 года выполнил первый полёт на реактивном учебно-тренировочном самолёте МиГ-АТ и начал его испытания. 

В одном из полётов 7 августа 1997 года во время выполнения манёвра с большой перегрузкой произошло разрушение стабилизатора из-за нерасчётных деформаций руля высоты и отказ системы дистанционного управления (СДУ). Из-за заклинившего руля высоты самолёт резко задрал нос и стал неуправляемым.

Необходимо было катапультироваться, но лётчик понимал – найти причину отказа в сгоревших обломках упавшего самолёта будет очень и очень сложно… Поэтому Роман Петрович остался в кабине, надеясь всё же спасти опытный самолёт. И спас!

Вот что об этом говорил сам летчик:

- Тогда мне очень крупно повезло – на неуправляемом самолете удалось снизиться, рассчитать падение и попасть на полосу. Про такую посадку действительно можно сказать, что пилот "в рубашке родился".

Изучив разрушенное хвостовое оперение, конструкторы быстро разобрались в причинах аварии, руль высоты был усилен. 28 октября 1997 года Р. П. Таскаев поднял в небо второй опытный экземпляр МиГ-АТ. Однако, несмотря на успешно проведённые испытания, этот самолёт так и не был запущен в серию из-за сложной экономической ситуации в стране.

 В ОКБ имени А. С. Яковлева.

31 мая 1998 года Роману Петровичу Таскаеву было присвоено звание «Заслуженный лётчики-спытатель РФ». В том же мае он перешёл в ОКБ имени А. С. Яковлева. Шеф-пилот этой фирмы А. А. Синицын прекратил лётную деятельность, и хорошо знакомый Р.П. Таскаеву по совместной работе в ОКБ «МиГ» генеральный конструктор «яковлевской фирмы» Александр Николаевич Дондуков предложил своему другу перейти к ним.

Роман Петрович согласился и в качестве старшего лётчика-испытателя ОКБ имени А. С. Яковлева продолжил испытания реактивного учебно-боевого самолёта Як-130Д. К 2002 году основной объём испытаний этого самолёта был выполнен, а других испытательных тем в ОКБ в то время было очень мало… Поэтому, чтобы не терять имевшиеся лётные навыки, Р. П. Таскаев проводил испытания на других фирмах. 

В июле 2002 года вместе с летчиком-испытателем О. А. Щепетковым он провёл серию испытательных полётов на высотном самолёте М-55 «Геофизика» на итальянском аэродроме Форли. После этого в октябре того же года О. А. Щепетков и Р. П. Таскаев выполнили 7 научных полётов на М-55 для изучения верхних слоёв атмосферы.

Работая в ОКБ имени А. С. Яковлева, Роман Петрович Таскаев стал учителем и наставником для нескольких молодых лётчиков-испытателей, среди которых Герои Российской Федерации Олег Олегович Кононенко и Василий Николаевич Севастьянов.

28 мая 2017 года лётчики - испытатели О. О. Кононенко и Р. П. Таскаев (ученик и учитель) на Иркутском авиазаводе подняли в небо опытный экземпляр отечественного среднемагистрального лайнера нового поколения МС-21. В настоящее время Роман Петрович продолжает участвовать в испытаниях этого лайнера, который в скором времени должен выйти на авиалинии нашей страны. 

70 прожитых лет, 55 из которых проведены в небе, около 6.500 часов налёта, более 60 типов освоенных самолётов и планеров, около 200 парашютных прыжков. Шеф-пилот двух прославленных фирм (такого не было в истории отечественной авиации), проводивший испытания самолётов самых разных классов, он достиг вершин своей профессии. И несмотря на почтенный возраст, директор по лётным испытаниям ПАО «Яковлев» Роман Петрович Таскаев не собирается расставаться с любимым небом.

   



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте