> Роковой полет - Аргументы Недели

//История 13+

Роковой полет

4 апреля 2024, 19:45 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

4 апреля 2024 года (четверг) исполнилось 40 лет со дня гибели в испытательном полёте на перехватчике МиГ-31 Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР, лауреата Ленинской премии, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова (1932–1984) и штурмана-испытателя Валерия Сергеевича Зайцева (1937–1984).

В этот день в Жуковском прошли два мероприятия, посвящённые этой трагической дате.

На Быковском мемориальном кладбище состоялся траурный митинг с возложением цветов к могилам А.В. Федотова и В.С.Зайцева.

А в Большом зале Дворца культуры г.о. Жуковский прошел исторический вечер в рамках Клуба любителей авиации «Взлётная полоса». В ходе вечера было рассказано о жизненном и лётном пути А.В. Федотова и В.С. Зайцева, показаны редкие кинокадры с их участием.

Своими воспоминаниями о выдающемся лётчике поделятся его коллеги и друзья: дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР С.Е. Савицкая, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лётчик-космонавт СССР Т.О. Аубакиров, заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник В.И. Андреев, Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР В.М. Горбунов, заслуженный лётчик-испытатель РФ В.П. Селиванов и другие.

Кто не летает, тот не падает.

Александр Федотов погиб в 4 апреля 1984 г. при испытании истребителя-перехватчика МиГ-31. В тот апрельский день он отправился в полет со штурманом-оператором Валерием Зайцевым. Задание, в общем-то, казалось несложным. Но Федотов всегда руководствовался правилом: в авиации простых полетов не бывает. Поэтому и старался делить со своими товарищами поровну: и риск и славу.

Вскоре после взлета выполнение программы пришлось прекратить. Федотов взлетел, набрал высоту и через несколько минут доложил, что на борту неисправность и он прекращает задание. По записи КЗА выяснилось, что сработала сигнализация выработки одного из фюзеляжных баков, обязанная сработать при общем остатке топлива чуть более 5-ти тонн, а она загорелась при 12-ти…

Выйдя на точку на высоте примерно 3 км, Александр сказал, что пройдет над полосой на 1000 м и попросил, чтобы с земли посмотрели, нет ли следа вытекающего керосина. Он снизился для прохода, но тут же быстро сказал, что выполнит вираж и сходу будет садиться. Запись КЗА показала, что в этот момент сработала сигнализация выработки всех баков, в том числе и сигнализация аварийного остатка.

Очевидно, в полной уверенности, что топливо из самолета вытекает и что показания расходомера о наличии большого остатка не соответствуют действительности, Федотов энергично ввел машину в разворот на посадочный курс, чтобы успеть приземлиться до остановки двигателей.

Но на развороте самолет свалился. На долю секунды Федотов дрогнул, чуть отклонил ручку против крена, но тут же сделал то, что мог сделать только летчик его класса и с его опытом: отклонил ручку по вращению самолета и дал ногу против вращения, чем сразу же вывел самолет из сваливания.

Увы, эти действия были уже бесполезными: самолет оказался в крутом пикировании, выйти из которого не мог из-за малой высоты. Экипаж привел в действие систему катапультирования, кресло Зайцева вышло из самолета, но скорость снижения была такова, что летчик ударился о землю, будучи еще пристегнутым к сидению, а кресло Федотова, должное сработать вторым, начало свое движение по направляющим, и тут самолет столкнулся с землей…

Погиб Александр Васильевич в расцвете сил — ему было всего 52 года. Похоронен он на кладбище лётчиков в Жуковском, как и Валерий Зайцев. Скромный бюст Федотова находится недалеко от входа на кладбище. И все, кто приходит сюда, проходят мимо него — возможно, даже не подозревая, что этот памятник поставлен одному из самых ярких в мире лётчиков-испытателей.

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте