> Жизнь, отданная небу - Аргументы Недели

//История 13+

Жизнь, отданная небу

1 ноября 2023, 08:41 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

31 октября 2023 года в дома культуры г.о. Жуковский состоялось очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлетная полоса». Встреча была посвящена 100-летию со дня рождения заслуженного летчика-испытателя СССР Михаила Кондратьевича Агафонова. 

Он освоил более 50 типов самолётов. Общий налёт – 8.950 часов (15.334 полёта), из них испытательный налёт – 3.400 часов. Как заместитель начальника ШЛИ, подготовил 8 выпусков летчиков-испытателей, в числе которых 15 Героев Советского Союза и 2 Героя Российской Федерации.   

В полетах демонстрировал высочайшее летное мастерство, неоднократно проявлял мужество при выходе из сложных аварийных ситуаций.  

20 августа 1972 года за многолетнюю творческую работу в области летных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации, указом президиума Верховного Совета СССР Агафонову было присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».   

Руководитель клуба любителей авиации «Взлетная полоса», историк авиации Андрей Анатольевич Симонов рассказал о жизненном пути Михаила Кондратьевича, его летно-испытательной работе, были продемонстрированы кадры видеохроники и фотографии из личного архива семьи Агафоновых. Историческими воспоминаниями поделились летчики-испытатели, сослуживцы, коллеги, ученики и родные М.К. Агафонова.

Там, за облаками, небо

Михаил Агафонов родился в деревне Площанки Тульской области в большой семье, был самым младшим из пятерых детей. Мальчику было всего пять лет, когда семья переехала в Москву, где и прошло его детство. С девятого класса школы паренек начал заниматься в аэроклубе Октябрьского района Москвы.

Делал большие успехи в летном деле и даже участвовал в 1941 году в первомайском параде на Красной площади.

В этом же году Михаил начал службу в рядах Красной Армии в качестве курсанта летного училища. Еще до окончания этого учебного заведения пришел приказ Агафонова и еще нескольких пилотов перевести в качестве инструкторов в 11-ю школу летчиков под Самаркандом.

Таким образом, его в числе лучших не пустили на фронт. Ребята рвались на войну, чего только не вытворяли, даже неумелых летчиков изображали, но это не помогло. Командир школы майор Брут не раз говорил Агафонову: "Тебя собьют в первом же бою ! А кто тогда мне летчиков обучать будет? Не пущу!"

В 1946 году Агафонов уволился из армии и вернулся в Москву. Он мечтал поступить в МАИ, но опоздал с подачей документов. Тогда, чтобы не терять время, он поступил в институт во Всесоюзный заочный институт советской торговли на заочное отделение (в МАИ он впоследствии получил второе высшее образование). Пока учился товарному делу, Михаил начал работать командиром звена в аэроклубе.

18 августа 1947 года он участвовал в авиационном параде в Тушино. Группа самолётов УТ-2 (на одном из которых летел М.К. Агафонов) образовала в небе пятиконечную звезду. За этот парад Михаил получил свою первую награду – орден Красной Звезды. В 1950 году институт был успешно окончен, и М.К. Агафонов получил диплом экономиста. Однако работать в торговле никакого желания не было – тянуло в небо…

Будни летчика-испытателя

В 1951 году Михаил узнал о том, что в Жуковском открылась Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) и понял, чего хочет в жизни. Испытательная работа стала его мечтой. Для этого он несколько раз побывал на приеме у начальника Управления летной службы Министерства авиационной промышленности СССР М.М. Громова. Тот поддержал его, потому что считал, что именно летчики-инструкторы, болеющие небом, смогут стать выдающимися испытателями. Михаил Агафонов пришел поступать в ШЛИ. Он успешно сдал вступительные экзамены на самолетах, на которых даже никогда раньше не летал, — Ла-9 и Як-11 — и был зачислен слушателем в Школу лётчиков-испытателей.

В 1953 году Агафонов с отличием окончил ШЛИ. Он участвовал в испытаниях более 50 типов гражданских и военных самолетов. В полетах демонстрировал высочайшее летное мастерство, проявлял находчивость, мужество и героизм при выходе из сложных аварийных ситуаций. 

Михаил Кондратьевич провёл множество сложнейших испытаний, среди которых испытания сверхзвукового перехватчика Як-28П на прочность, испытания пассажирского самолёта Бе-30 на устойчивость и управляемость, испытания ракетоносца Ту-16КСР на флаттер. Выполнил сотни полётов для испытания опытных двигателей РД-11-300, РД-36-41М, АЛ-21Ф3, РД-33, НК-8-2, Д-36 и Р-27В-300 на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, а также для испытания средств спасения на самолётах Ил-28ЛЛ и МиГ-15ЛЛ.

В качестве ведущего лётчика М.К. Агафонов провёл испытания автоматической системы управления возвращаемого беспилотного самолёта-мишени Ил-28М. В ходе этих испытаний отрабатывались взлёт, полёт и посадка в автоматическом режиме, а также методика управления самолётом с земли. В результате проведённой работы стало возможным многоразовое использование самолёта-мишени. 

Выдержка и мужество — главное в испытательных полетах

7 июля 1956 года во время одного из полётов в автоматическом режиме на высоте 10.000 метров при переводе в горизонтальный полет самолёт Ил-28М резко вошёл в пикирование. Быстро выключив автоматику, Михаил Кондратьевич полностью взял штурвал на себя, но самолёт на рули не реагировал и продолжал пикирование, превысив все ограничения по скорости.

 

Благодаря огромным усилиям и грамотным действиям лётчика в сложившейся критической ситуации, Ил-28М всё же начал плавно выходить из пикирования на высоте 5.500 метров и полностью вышел на высоте 4.000 метров. Выдержка и мужество М.К. Агафонова спасли жизнь экипажу, дорогостоящую машину и экспериментальное оборудование. А сколько ещё таких полётов было в его лётной биографии!

22 июля 1966 года за выполнение сложных испытаний М.К. Агафонов был награждён вторым орденом Красной Звезды, а 22 августа 1972 года ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

25 июня 1976 года при лётных испытаниях на Ту-16ЛЛ подъёмно-маршевого двигателя Р-27-В-300 в компоновке самолёта Як-38 во время работы генератора тепловых импульсов произошёл обрыв его крепления. В результате было пробито левое крыло самолёта Ту-16ЛЛ, что привело к срыву большого куска обшивки. 

М.К. Агафонов дал команду убрать подвесной двигатель, а экипажу быть готовым к катапультированию. После проверки в полете на режимах, близких к предпосадочному планированию и посадке, он принял решение все же посадить самолет на аэродром.

Несмотря на тенденцию к увеличению левого крена, Ту-16ЛЛ благополучно приземлился.

Михаил Кондратьевич провел летные испытания опытных катапультных установок КС и СК с защитой и без защиты летчика фонарем для самолетов Су-9, МиГ-21 и Су-7. Катапультирование проводилось как с манекеном, так и с парашютистом-испытателем на самолете МиГ-15УТИ и Ил-28 на максимально возможных скоростях. В результате были внедрены более надежные кресла, обеспечивающие спасение жизни летчика в аварийных ситуациях на больших скоростях полета. 

Учитель, воспитай ученика!

Четырнадцать лет – с 1954 года по 1968 год – М.К. Агафонов, параллельно с испытательной работой, был лётчиком-инструктором в Школе лётчиков-испытателей. Он дал путевку в небо более, чем сорока летчикам и штурманам-испытателям. Высокое качество обучения позволило им успешно работать на благо отечественной авиации в ведущих конструкторских бюро, исследовательских институтах и на серийных авиационных заводах Советского Союза и России. Среди его учеников – такие выдающиеся лётчики-испытатели, как Герои Советского Союза П.М. Остапенко, С.Т. Агапов, Э.П. Княгиничев, В.Г. Гордиенко, Ю.Г. Абрамович и другие.

Ни минуты покоя

Михаил Кондратьевич ушёл с лётной работы в октябре 1980 года. Он освоил 56 типов самолетов. За его плечами было 8.950 часов налёта, из которых 3.400 часов было проведено в испытательных полётах. И ни одного вынужденного покидания машины в воздухе! 

Среди наград Михаила Агафонова два ордена Красной звезды, медали «За победу над Германией», «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Ветеран труда», почетный знак ДОСААФ, 12 благодарностей Министерства авиационной промышленности.

Уже в 2000-х годах группа лётчиков-испытателей неоднократно обращалась в администрацию президента с ходатайством о присвоении М.К. Агафонову звания Героя Российской Федерации. Увы, все их усилия оказалось безрезультатными…

Распрощавшись с летной работой, Михаил Кондратьевич все равно остался в авиации – до 1993 года работал ведущим инженером в Школе летчиков-испытателей, а затем еще два года – диспетчером в Летно-исследовательском институте.

Лишь в 1995 году он окончательно ушел на пенсию.

Михаил Кондратьевич Агафонов скончался 4 июля 2008 года. Похоронен на Быковском кладбище. В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте