Летчик от Бога
8 октября 2023, 22:28 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]
8 октября 2023 года в г. Жуковском по адресу: улица Чкалова, дом 41, состоялось открытие мемориальной доски Герою Советского Союза, выдающемуся лётчику-испытателю Олегу Васильевичу Гудкову. На открытии присутствовали жители города, летчики – испытатели, близкие летчика. Доску открыл заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Кирсанов.
После этого в Розовой гостиной ДК г Жуковского прошло очередное заседание Клуба любителей авиации "Взлётная полоса", посвящённое О.В.Гудкову. Историк авиации Андрей Симонов рассказал о жизненном пути Олега Васильевича, о проведённых им испытаниях и его героической гибели при испытаниях самолёта МиГ-25 4 октября 1973 года.
Своими воспоминаниями поделились коллеги и родственники Олега Васильевича. В заключении был показан 14-минутный документальный фильм "Олег Гудков" киностудии "Крылья России".
Путь к мечте.
Олег Васильевич Гудков родился 13-го февраля 1931 г. в Армавире. Рано остался без отца – Василия Ивановича Гудкова, погибшего на фронте Великой Отечественной войны.
В суровом 1943 году Олег поступает в Ставропольское Суворовское училище, которое в 1949-м оканчивает с серебряной медалью.
Успешное окончание Суворовского дает ему право выбрать офицерское училище для продолжения учебы. Олег, не задумываясь, выбирает летное. В 1952 году он заканчивает Борисоглебское летное училище и его в числе лучших выпускников оставляют там инструктором.
Но у него мечта была - стать летчиком-испытателем. С большим трудом (из училища не отпускали) ему удается поступить в Школу летчиков-испытателей ЛИИ. По окончании ее, в сентябре 1958 года он поступает на работу в Летно-исследовательский институт в городе Жуковском.
В 1966-м Олег Васильевич заканчивает еще и Московский авиационный институт – к профессии летчика добавляется профессия инженера.
В Летно-исследовательском институте.
В ЛИИ летный талант О.В.Гудкова попадает на благодатную почву. Он быстро становится ведущим летчиком-испытателем, а затем и руководителем летного состава института. За 15 лет работы в ЛИИ он испытал более семидесяти типов самолетов. Поднял в воздух и блестяще испытал на различных режимах аэродинамический аналог Ту-144, тем проложив путь в небо этому огромному сверхзвуковому пассажирскому лайнеру.
Он никогда не работал в полсилы, — учебе, работе отдавал всего себя. Ведущий летчик-испытатель ЛИИ, он проводил испытания новой техники на особо сложных критических режимах (на штопор, на прочность, инерционное вращение и т.д.). Когда его однажды встретили на аэродроме после одного из особо тяжелых полетов, вспоминал Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР Валентин Васин, то увидели, что перегрузки изменили его лицо до неузнаваемости, а глаза были залиты кровью и горели, как два рубина.
Вот как вспоминали о Гудкове его коллеги:
Герой Советского Союза, летчик-космонавт Игорь Петрович Волк:
- Равных ему я не видел тогда не только среди летчиков ЛИИ, но и среди летчиков-испытателей всей страны. Он был глыбой, не сравнимой ни с кем, был велик во всех проявлениях, не только как летчик, но и как человек. У меня всегда было два чувства по отношению к нему: любовь и восхищение.
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель ЛИИ Владислав Ильич Лойчиков:
- Он был не просто самым лучшим летчиком-испытателем ЛИИ. Я преклонялся перед его мастерством… Он был летчиком от Бога…
Заслуженный штурман-испытатель Валерий Вячеславович Корсак:
- Я пришел в ЛИИ в 1980 году, т.е. через 7 лет после гибели Олега Васильевича и никогда не был знаком с ним. Однако все годы моей работы в ЛИИ, вплоть до увольнения в 2001 году, я постоянно слышал, что лучшего, чем Гудков, руководителя летного состава Института не было.
Герой Советского Союза, заслужненный летчик-испытатель Валерий Меницкий:
- Для нас гибель Олега Васильевича стала сильнейшим потрясением. Мы потеряли замечательного лётчика — одного из лучших за всю историю Лётного института. Гудков был грамотным методистом и новатором, умелым воспитателем и командиром. Он взрастил целую плеяду лётчиков-испытателей, был одним из немногих, кто умел ненавязчиво заставить внимательно себя слушать и впитывать каждое его слово. Опыт его был колоссален.
Каким он парнем был!
Гудков был легким в общении с людьми человеком, скромным, никогда не жалующимся на трудности, он держался на равных со своими коллегами по работе, и в то же время был признанным лидером среди них.
Рожденный летать он был самым земным человеком – любил жизнь во всех ее проявлениях: любил лес и музыку, был заядлым грибником, прекрасно танцевал, со вкусом одевался, любил попариться с березовым веником, хорошо водил катер и катался на водных лыжах.
Олег Васильевич любил своих друзей, семью (жену и дочь), мать, сестру. Алла Васильевна бережно хранила нарисованные им поздравительные открытки. Она вспоминала еще об одной особенности брата, характеризующей его отношение к людям, — увидев с трудом идущую старушку, он мог остановить свою машину и подвести ее до нужного места. Причем, делал это неоднократно.
Наверное, Олег Васильевич был счастливым человеком. Он ярко, интересно и творчески прожил свою жизнь, быстро себя реализовал и занимался любимым делом, сделав исключительно большой вклад в развитие отечественной авиации; был любим и уважаем близкими, друзьями и коллегами; и за свои 42 года смог добиться очень многого. Еще при жизни он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден высшими наградами Родины.
Олег Васильевич Гудков был фигурой яркой и колоритной. У него был взгляд супермена: решительный и прямой. Лицо напоминало лицо крестьянина-кулака: мясистый нос, глубоко запавшие глаза, грубые черты лица. Его любили женщины, и он старался не обижать их равнодушием. Профессиональные качества оценивались по самой высокой шкале. На его счету было множество самых сложных летных испытаний. Был талантливым и авторитетным руководителем коллектива летчиков-испытателей ЛИИ.
Он погиб 4 октября 1973 г. при испытаниях истребителя МиГ-25П. Ценой жизни О.В.Гудкова и огромного труда учёных, инженеров и лётчиков-испытателей ОКБ имени А.И.Микояна, ЛИИ, ЦАГИ и ГК НИИ ВВС этот истребитель был сохранён на вооружении ПВО СССР и стал одним из лучших истребителей в мире.