Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История 13+

Кто виноват в гибели конвоя PQ-17

, 06:07

Кто виноват в гибели конвоя PQ-17

Во время Второй мировой войны масштабные трагедии разыгрывались не только на суше, но и на морских, а также океанских просторах. Одной из самых показательных историй стала гибель в Арктике в 1942 году конвоя с кодовым названием PQ-17.

На эту тему перу американского журналиста Уильяма Жиру принадлежит книга «Корабли-призраки: Подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой», сюжет которой был основан на судьбе 4 кораблей.

При написании были тщательным образом изучены архивные документы, большой массив мемуарной и исторической литературы. Однако особой ценностью, конечно, обладают свидетельства непосредственных очевидцев тех событий.

Имя одного из них – Джеймс Бекер Норд, и писателю удалось с ним пообщаться. Во время описываемых событий он был самым молодым матросом на входившем в состав конвоя судне «Трубадур». Также Жиру придал большое значение путевому дневнику Говарда Каррауэя из экипажа того же корабля. В нём большинство записей адресовались супруге Авис и в них в общих чертах описывались события почти каждого прожитого дня. Также были нелестные отзывы о самом «Трубадуре» и его экипаже.

Значительная часть книги посвящена взаимоотношениям между лидерами тройки союзников – Черчиллем, Рузвельтом и Сталиным. И при этом больше всего внимания от Жиру уделено Теодору Рузвельту. По мнению писателя, между американским президентом и советским диктатором имели место заигрывания сомнительного содержания. И именно на Рузвельте лежит значительная часть ответственности за печальную участь PQ-17. Ведь постоянство дневного света делала корабли крайне уязвимыми для немецкой авиации.

Свой немалый вклад, по мнению Жиру, в гибель конвоя внёс и первый лорд Адмиралтейства Дадли Паунд. Ведь ему принадлежал приказ распустить конвой буквально через неделю после выхода в плавание. Ведь суда, входившие в сопровождение, бросили на произвол судьбы своих торговых собратьев. Они имели мало шансов самостоятельно добраться до Архангельска через Баренцево море, насыщенное немецкими кораблями и субмаринами.

Впрочем, в трагедии с конвоем автор нашёл и позитивный момент с относительно небольшим количеством жертв. Ведь среди принимавших участие в операции 2500 людей погибло всего 153 человека. Однако пропало громадное количество разнообразных грузов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram