Из истории известны священные походы лишь католиков и мусульман. Затрагивали они обычно множество государств. У мусульман они назывались Джихадом, а у католиков – Крестовыми Походами. Крестоносцы нанесли немало урона мусульманским царствам. Всё, что они принесли в землю Палестины, впоследствии обрушилось на них самих. Крестоносцы и их марионеточные державы быстро раскололись и рухнули. Но в православных государствах такого не было. Византийские императоры не объявляли священные походы всех Православных против каких-нибудь иноверцев. Так же и на Руси. Но почему сложилась такая тенденция, и по какой причине?
Для начала стоит отметить, что у Православия не было единого центра власти, из которого бы отдавались все необходимые команды. Православные патриархи не объявляли себя монархами какого-нибудь государства и не назначали по своей воле королей. А вот у католиков как раз был единый центр в лице Папского Престола. По велению Папы решались судьбы целых государств. Православные страны были более независимыми, как бы странно не звучало это слово. И Папе Римскому никто в ноги не кланялся. Из-за этого как раз в Ватикане и негодовали: из-за того, что не могли контролировать больше земель, чем хотелось церковникам.
Поэтому одной из причин отсутствия Православных Крестовых Походов является как раз иерархическая система Православной церкви. Да и миролюбия у православных было больше, чем у католиков. Хотя если вспомнить сражения между русскими князьями и половцами, то очень часто витязей благословляли митрополиты, напутствуя им защитить родину от «басурман» и «поганых». Нельзя сказать, что походы против тюркских кочевых народов не имели религиозной подоплёки. Однако их всё же невозможно называть Православными Крестовыми Походами. Та же история и с Запорожскими казаками, которые тоже называли себя защитниками православия и бились с «еретиками-ляхами».
Ещё одна причина крылась в отсутствии столь мощного социального напряжения, да и земли на Руси было достаточно. В средневековой Европе же наблюдался чрезмерный рост населения. Большая часть людей пребывала в бедности. Здоровым образом жизни никто не занимался, потому свирепствовали болезни. Да и денег всегда не хватало. На Руси же такого не наблюдалось. Огромные земли, на которых располагались русские княжества, в те времена ещё наполовину пустовали. Можно сказать, что каждый князь мог спокойно прийти на новое место и построить селение. Идти далеко на Восток в поисках золота было не нужно.
Монголо-татарское иго тоже сыграло свою роль. Не все княжества предпочли сражаться до последнего. Некоторые князья решились на сотрудничество. Власть ханов для них стала верховной. Без воли восточного правителя невозможно было принимать решения. Уже потом, после освобождения от ига, многие русские властители также использовали религиозную подоплёку для борьбы с татарами. Но каких-либо общеправославных и многонациональных походов против Казанского или Астраханского ханств, в которых участвовали бы не только русичи, но и скажем, армяне, греки и болгары, не случалось вовсе.