12 июня 1999 года едва не случилась Третья Мировая. Из-за косовского конфликта, начатого югославским правителем Милошевичем и албанскими сепаратистами, склонными к терроризму, мир мог вполне расколоться на две противоборствующие фракции и утонуть в огне. Но этого, к счастью, не случилось. Один из участников той схватки рассказал о том, как его батальон вошёл в историю благодаря Приштинскому марш-броску.
Речь идёт о батальоне российских миротворцев, возглавляемом полковником ВДВ Сергеем Павловым. При этом, общее руководство маршем было за полковником Николаем Игнатовым. Батальон совершил 6-километровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом «Слатина» в косовской Приштине и поверг представителей НАТО в настоящий шок. Натовцы подошли к аэродрому несколькими часами позже, когда там уже окопались российские десантники.
Как рассказал полковник Павлов, к 5 утра 12 июня усиленный батальон в качестве передового отряда обязан был овладеть аэродромом. Расстояние составляло примерно 600 км по автобану, ведущему через Белград на юг, в сторону греческих портов. Через горы было намного короче, но надёжных дорог там не было. К тому же любой подрыв или разобранный мост мог поставить крест на всей операции.
Командующий ВДВ Георгий Шпак рассказывал полковнику, что 4-хзвёздный генерал Уэсли Кларк, возглавлявший натовские силы в Европе, приказал поднять в Мюнхене «Геркулес» с рейнджерами, перебросить их в Слатину и остановить десантников любым путём. Но при взлёте в самолёте якобы оторвался баллон с кислородом и «начал гулять по салону». Лётчики решили вернуться.
Десантники ожидали перехвата. Но дело было не только в солдатах НАТО. Надо было опередить и косовских сепаратистов. «Слатину» покидали последние сербы, - рассказывал полковник Павлов, - а эти архаровцы уже стояли начеку, по кустам прятались. Мы зашли буквально на минуты раньше. Вписались тютелька в тютельку». Больше всего времени солдаты потеряли в Приштине. Люди уже знали о движении колонны и вышли на улицы, чтобы её поприветствовать.
Полковник приказал не останавливаться и ехать дальше. А сербы так радовались, что готовы были расцеловать БТРы и их экипажи. Павлов признаётся, что до сих пор вспоминает ту миссию. На нём и его бойцах лежала колоссальная ответственность. Рассказал он и как схлестнулись с англичанами. По словам полковника, те были очень серьёзно настроены, но российский БТР остановил их колонну. А один из комвзвода даже приказал бойцу расчехлить гранатомёт и навести его на танки. Британцы остановились и сдали назад.