«Роковая петля»: был только МиГ между прошлым и будущим
25 июля 2023, 14:47 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]
Тридцать лет назад, 24 июля 1993 года на Royal International Air Tattoo (RIAT) на авиабазе ВВС Великобритании Фэйрфорд (RAF Fairford) произошло летное происшествие, которое лишь чудом не закончилось катастрофой.
На авиашоу, посвященному 75-летию Королевских ВВС c показательными полётами выступала пара истребителей МиГ-29, которые пилотировали лётчики-испытатели ЛИИ им. М.М. Громова Сергей Николаевич Тресвятский и Александр Георгиевич Бесчастнов. Они прибыли в Англию 21 июля из Праги, где с успехом выступали на 75-м юбилейном шоу чешских ВВС. В течение следующих двух дней пилоты были заняты тренировками.
24 июля 1993-го года в 15:27 по местному времени пара МиГ-29 Летно-исследовательского института поднялась в воздух сомкнутым строем, чтобы начать показ. Облака рассеялись на высоте чуть более 900 м, видимость была отличная, а скорость ветра на взлетно-посадочной полосе составлял 4 м/сек.
Летчики в финале полета стали выполняя двойную петлю, но не рассчитали точку сближения в нижней её части, и самолёт Тресвятского ударил крылом по закабинной части фюзеляжа истребителя Бесчастнова. После чего самолёт Тресвятского потерял консоль крыла, а истребитель Бесчастнова переломился на две части и загорелся. Тресвятский же успел оценить, что его самолет, потерявший управление, падает за пределы аэродрома и только тогда катапультировался.
Бесчастнову же ничего не оставалось как покинуть сильно поврежденную кабину истребителя через 3 секунды после столкновения. Его горящий МиГ-29 упал на территорию аэродрома, но, к счастью, только один человек на земле получил незначительные травмы. Бельгийский C-130, самолет итальянских ВВС G222 и самолет Alpha Jet французских ВВС также получили незначительные повреждения. Королевские ВВС взяли на себя расходы по рекультивации почвы на месте крушения истребителей, в то время как российская сторона оплатила ущерб, нанесенный припаркованным самолетам.
Оба летчика также остались целы, однако наблюдавший за этим полетом диктор Би-би-си сказал, что пилоты «выпрыгнули из-под крышки гроба». Они были выписаны из больницы через два дня. Их признали виновными в катастрофе и потом долго не допускали к полетам. Это ЧП едва не поставило крест на карьере обоих лётчиков-испытателей.
Самый большой грех — назначать кого-то виновным
Но вот что думал об этом летном происшествии заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Александр Гарнаев:.
- Я считаю, что невозможно найти виновного в крушении этих двух самолетов. Я потратил много лет, чтобы разобраться в том, что произошло. Каждого из них мне пришлось расспрашивать много раз после того, как улеглись эмоции. Я подробно узнавал, что каждый из них делал, слышал и даже думал в момент маневров. В результате очень сложного анализа я пришел к выводу, что нельзя сказать, что виноват в этом столкновении один или другой. Произошло невероятное стечение многих обстоятельств.
В истории практически всех пилотажных групп мира были подобные столкновения. И американские, и канадские, и итальянские, и французские пилотажные группы этого не избежали. С этим ничего не поделаешь — люди делают самое сложное, что вообще люди делают. И самый большой грех нынешней прессы и даже некоторых моих коллег — назначать кого-то виновным. Также невозможно обвинять в ошибке руководство с земли: самолеты в момент аварии вышли за зону аэродрома. Я знаю много техногенных катастроф, коррупционных скандалов, где формулой "невозможно установить вину" прикрываются, чтобы уйти от ответственности. Там есть конкретные виновники. Но это не тот случай.
Чтобы трагедия не повторилась, нужно стремиться не усложнять маневры чрезмерно. Программа соответствовала самым высоким мировым меркам сложности — сложнее никто ничего не делает. Может быть, не надо было стремиться к тому совершенству, которое можно себе позволить в условиях хорошей натренированности. Также надо было обеспечить дополнительное внешнее руководство, хотя в данном случае это не помогло бы: столкновение произошло далеко от аэропорта.
Я много раз был в ситуации на грани катастрофы, в этом специфика нашей работы. Но как только летчик начинает все воспринимать с эмоциональной точки зрения, он перестает быть летчиком. Такое понимание есть сейчас у всех пилотов. Конечно, это болезненная потеря, и единственное правильное в этой ситуации — продолжить то дело, которым летчики занимались. Никто из летчиков не рассматривает никаких других вариантов.
Разные судьбы.
По-разному сложились судьбы летчиков –испытателей после этого ЧП. А. Бесчастнова на несколько лет отстранили от серьёзной летной работы. Лишь в 1997 году его включили в группу лётчиков-испытателей высотного самолёта М-55 «Геофизика», на котором он совершил ряд полётов по программе исследования верхних слоёв атмосферы. В том же 1997 году Бесчастнову было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации».
В 1999—2000 годах на самолёте М-55 Бесчастнов совершил ряд полётов в районы Атлантики, Антарктиды, Огненной Земли и Сейшельских островов. Осенью 2000 года вместе с лётчиком-испытателем Героем России А. Ю. Гарнаевым Александр Георгиевич принимал участие в лётном эксперименте, осуществлённом в рамках проводимого Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) расследования причин катастрофы пассажирского самолёта Як-40, в которой погиб известный российский журналист Артём Боровик.
В рамках разработки ОКБ Мясищева ближнемагистрального пассажирского самолёта М-101Т «Гжель» его сертификационные заводские испытания проводились с ноября 2000 года. 12 сентября 2001 года экипаж в составе командира О. А. Щепеткова и второго пилота А. Г. Бесчастнова выполнял очередной испытательный полёт с аэродрома «Раменское».
Согласно полётному заданию лётчикам предстояло разогнать самолёт до расчётной скорости пикирования. Достигнув высоты около 3 километров экипаж начал снижение с одновременным разгоном. По достижении скорости 435 км/ч и высоты 2,2 километра в результате флаттера произошёл отрыв обеих поверхностей руля высоты.
Неуправляемый по тангажу самолёт стал терять высоту, и экипаж принял решение покинуть аварийную машину. Согласно штатной технологии аварийного покидания через одну (левую) дверь кабины самолёта командир Щепетков первым покинул самолёт для освобождения прохода второму пилоту. Следом должен был прыгать Бесчастнов, но, предположительно, в последний момент он заметил, что неуправляемый самолёт может рухнуть на посёлок Петровское, поэтому он продолжил попытки управления самолётом для ухода в сторону от посёлка и попытался посадить почти неуправляемую машину.
Самолёт аварийно приземлился в восьми километрах от аэродрома вылета, спасатели эвакуировали ещё живого лётчика с места катастрофы, но от полученных множественных травм он скончался в вертолёте по дороге в больницу.
Указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники Бесчастнову присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Он был похоронен на кладбище Островцы Московской области.
Что же касается СергеяТресвятского, то судьба отнеслась к нему более благосклонно. Он стал аслуженным летчиком-испытателе РФ в 1999г. Работал заместителем начальника летно-испытательного центра ФГУП «Летно-исследовательского института им. Громова» по аэропортовой деятельности.
В июле 2004 года на собрании акционеров ОАО «СНТК им. Кузнецова» (бывшее НПО «Труд») в Самаре был назначен временно исполняющим обязанности генерального директора СНТК. В конце сентября 2004 года на внеочередном собрании акционеров ОАО «СНТК им. Кузнецова» был утвержден в должности генерального директора.
Увлекался поэзий, игрой на гитаре, горнолыжным спортом, альпинизмом. В настояще время Сергей Тресвятский живет в Москве.