Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История 13+

Могила Тамерлана: миф и проклятие

, 21:13

Могила Тамерлана: миф и проклятие

Исторические факты, как и яркие исторические личности, с течением времени могут приобретать мифологические черты, наделяющие эти события и людей сверхъестественными мистическими свойствами. Так как Вторая мировая война оставила глубокий след в памяти людей, то и причины этой войны вызывают много споров и сомнений. А одной из таких причин выступает мифическая причина, окутанная тайнами и мистическим смыслом – вскрытие гробницы Тамерлана, якобы приведшее к началу войны. Так как эта версия в силу своей необычности до сих пор не доказана и не опровергнута, в массовом сознании продолжает бытовать миф о проклятии.

Тамерлан (1370-1405), называемый в Узбекистане Амиром Темуром, является одним из исторических деятелей самой густонаселенной страны Средней Азии. Завоеватель, но также любитель искусства и литературы, Тамерлан сегодня является одной из фигур узбекского национального самосознания. Столицей государства был город Самарканд. Пределы его власти простирались до Персидского залива.

Современные исследователи акцентируют внимание на военном гениальности Тамерлана и его военных походах в различные страны. Эти войны, как известно, причинили множество страданий народам и спровоцировали значительные политические изменения. Одним из итогов Тимуровых войн стал его противостояние с правителями Золотой Орды и его разрушительные походы, в результате которых были разгромлены татарские города и уничтожено население Золотой Орды.

В 1405 году, во время своей поездки в Китай, Тамерлан скончался. Его супруги и другие влиятельные женщины, согласно обычаям кочевников, произвели похоронные ритуалы: они оставили свои головные уборы и нанесли царапины на лица, чтобы выразить печаль; они рвали волосы, падали на землю и посыпали свои головы пеплом, а также накрывали свои шеи подушкой.

Тело «Железного Хромого» было забальзамировано положено в склеп мавзолея Гур-Эмир, одного из шедевров Самарканда, построенного первоначально для его любимого внука. Таким образом, гробница Тамерлана находилась в Самарканде с 1405 года. По обычаю, ее заколдовали и предупредили о страшных бедах, если саркофаг с трупом эмира будет вскрыт. Под высоким куполом главного зала его надгробие, сделанное из цельного камня черного нефрита (к сожалению, разбитого), выглядит впечатляюще.

Сталин, согласно исследованию Игоря Бунича, искал так называемое «золото партии», в связи с чем разрушались многочисленные памятники, храмы, исторические объекты. В те времена в СССР было «модно» вскрывать могилы знаменитостей. Вскрывали раки со святыми, гробницы Пушкина и Гоголя и т.д. Конечно, в то время никто не протестовал, хотя на Руси поднимать прах умерших считалось большим кощунство. Но атеистически настроенные коммунисты начали осквернение могил. При этом по законам ислама осквернение могил также считается страшным преступлением. Поэтому большевистское правительство не спешило нагнетать обстановку. В Средней Азии шла борьба с басмачеством до конца 1930-х годов. Только в начале 1940-х годов были предприняты попытки конфисковать дорогие украшения из мавзолеев.

Особый интерес представлял мавзолей Гур-Эмир, ведь Тамерлан славился своими завоеваниями и богатствами. Поэтому существовала версия, что большая часть добычи была помещена в гробницу. В конце мая 1941 года в Самарканд прибыла группа специалистов. Решение о вскрытии этой гробницы было принято правительством СССР, лично Сталиным. Раскопки гробницы начались 16 июня 1941 года. Сначала вскрыли гробницы сыновей Улугбека, внука Тамерлана, затем склеп сыновей Тамерлана, Миранчаха и Чахруха. Останки Улугбека были найдены 18 июня, а сам гроб Тамерлана был вскрыт 20 июня, за несколько дней до начала войны, что и породило легенду о том, что вскрытие этой гробницы освободило Дух войны.

Операцией по вскрытию гробницы руководили математик Тачмухамед Кары-Ниязов и антрополог Михаил Герасимов, которую заснял оператор Малик Каюмов. Для антрополога Михаила Герасимова была хорошая возможность применить свой новый метод реконструкции голов умерших. Ученый обнаружил, что черты лица Тамерлана соответствовали монгольским чертам, подтверждая идею о том, что Тамерлан был в какой-то степени потомком Чингисхана. Его рост составлял 1,72 метра, что было высоким показателем для его времени. Исследование также подтвердило хромоту Тамерлана. Герасимов смог реконструировать внешность Тамерлана по его черепу.

Так как мавзолей был священным местом религиозного поклонения, необходимо было заручиться поддержкой и согласием не только правительства, но и «исламских авторитетов Узбекистана и Таджикистана. Старейшинами-муллами была создана специальная комиссия, которая следила за тем, чтобы не были нарушены традиции и законы шариата». При этом муллы предупреждали о последствиях вскрытия могилы, но разумеется их никто не послушал.

Важно отметить, что вскрытие бренных останков эмира получилось не сразу. Сначала разразился ветер, потом перегорели прожекторы, потом в склепе стало крайне трудно дышать. Наконец гроб открыли. Тело очень плохо сохранилось, остался только скелет. Ученые пришли к выводу, что при жизни человек был высоким и с большой головой. Они обнаружили изуродованную большеберцовую кость и деформированный позвонок. Никто не сомневался, что это тело Тимура.

Никаких сокровищ в склепе обнаружено не было, но археологи тем не менее испытали радость от проделанной работы. Узнав о начале войны, ученые быстро собрались и уехали из Самарканда, увезя с собой археологические находки.

Таким образом, вскрытие гробницы Тамерлана, если рассматривать это событие в контексте разворачивающихся исторических событий (начало войны), выступает важным историческим событием, которое с течением времени было наделено мифологическими свойствами.

22 июня 1941 года – это именно тот день, когда Гитлер начал операцию «Барбаросса» против Советского Союза, в результате которой погибли миллионы людей. Некоторые люди связывают это событие с проклятием Тамерлана, что и породило легенду о проклятии. Когда проводили раскопки, ученые прочитали надгробную надпись, «выбитую на гробнице в год смерти Тамерлана. Надпись предупреждала, что тот, кто осмелится потревожить покой усопшего властелина и вскрыть гробницу, выпустит на свою страну страшных демонов опустошительной войны».

Несмотря на предупреждение, гробница Тамерлана была вскрыта, из нее был извлечен скелет умершего великого правителя. По воспоминаниям (неизвестно насколько правдивым) участника раскопок Малика Каюмова, «к нему в чайхане подошли старцы, у которых в руках была древняя книга на арабском языке и сказали: «Здесь написано, если потревожите прах Тимура, начнётся большая война»».

Позднее, будучи фронтовым журналистом, Каюмов рассказал эту историю маршалу Жукову и попросил донести информацию до самого Сталина, что возможно Жуков и сделал, так как в 1942 году Сталин приказал вернуть останки Тамерлана и его потомков в мавзолей Самарканда. И как только останки вернулись домой, произошел переломный момент войны в ходе Сталинградского сражения. По словам Каюмова, именно это событие привело Советский Союз к победе.

Так, благодаря Каюмову и людям, участвующим в раскопках, а также тем, кто популяризировал эту тему в СМИ и литературе, например, Бунич, Лукьяненко и др., произошла мифологизация истории – родился миф о проклятии Тамерлана.

Мифологизация истории осуществляется прежде всего через возвеличивание заслуг великих людей. Этими образцами могут быть реально существовавшие персонажи, такие как Александр Македонский, или герои и полубоги, которые были людьми до того, как достигли статуса богов в награду за свои высокие и благородные деяния. При этом мифические примеры сопоставляются с собственно историческими примерами, чтобы подтвердить и усилить их. Таким образом, включение мифологии в историю является прежде всего желанием сохранить культурные традиции и обычаи, как в данном случае, запрет на раскопки могил, причем как в христианской, так и в исламской культуре.

Процесс мифологизации затрагивает как время, так и пространство исторического события. Иными словами, люди закрепляют легенды и мифы в реальности исторических времен и мест. Миф, можно сказать, секуляризуется и закрепляется в географии. Так, мифологическим объектом стала не только гробница Тамерлана, но и весь мавзолей Гур-Эмир, при этом сам Самарканд у многих стал ассоциироваться с мифической личностью Тамерлана.

Ведь уже ближайшие потомки Тамерлана видели в предке некую эфемерность – один из самых выдающихся полководцев в истории, грозный завоеватель, был столь же реален, сколь и мифичен, ведь после его исчезновения в возрасте семидесяти лет его империя рухнула с обескураживающей быстротой. Этот молниеносный взлет его империи и такое же стремительное падение наделяет Тамерлана не совсем обычными свойствами, поэтому, все что касается истории его жизни, деяний и даже смерти становится мифом или же приобретает некоторые мифические черты.

К тому же мифологизации способствует массовая культура. Так, например, Тамерлан стал одним из героев «Ночного дозора» российского фантаста Сергея Лукьяненко, при этом его роль хоть и эпизодическая, но очень важная, в книге, как и в фильме личность Тамерлана также окутана легендами и мистикой. Этот же сюжет можно встретить в книге «Спаты и вериты» А. Тургенева.

 Как отмечает исследователь, «Уже не только в воображении детей, родившихся после распада Советского союза, но и в памяти людей взрослых и это государство, и эта жизнь стали мифом.

Так, в работах сегодняшних школьников очевиден наметившийся культурный разрыв между поколениями, который может привести к полной утрате единого культурного языка. Для школьника новейшая история отечества начинается с распада СССР, а все предшествующие события сливаются с историей XIX и даже XVIII века и представляются «очень давними».

В связи с этим вскрытие могилы Тамерлана наделяется такими же мистически и мифическим свойствами, как и сама личность Тамерлана, время его правления и мощь его империи. При этом «массовая культура занимается своеобразным «формированием памяти», в рамках которого национальные истории интегрируются в «глобальную», и основным источником представлений о прошлом становятся мифы, легенды, фантастические допущения».

Несмотря на то, что прошло много времени с эпохи Тамерлана и времени вскрытия его могилы, интерес к этой личности будет и дальне подпитывать всевозможные мифы и легенды.

Тамерлан имел значительное влияние на историю различных регионов своего времени. Его войны и завоевания причинили много страданий народам и привели к политическим изменениям. Вопрос о роли личности Тамерлана в истории продолжает оставаться актуальным. С течением времени и при изменении идеологических установок и политических режимов, может произойти новая оценка его деятельности и появление новых выводов. Дальнейшие исследования могут принести новые открытия и повысить наше понимание о влиянии этой личности на историю.

Как вывод можно отметить, что мифологизация истории зачастую является частью реконструкции исторического прошлого. Наделение событий и людей необычными мистическими свойствами позволяет обрадовать важность некоторых событий, либо найти отличающуюся от других причину событий, например, начало войны связано не с агрессией Германии в отношении всего мира и СССР в частности, а в связи с вскрытием могилы Тамерлана, что послужило пусковым механизмом для всех последующих событий.

В заключение можно отметить, что вскрытие гробницы Тамерлана, если рассматривать это событие в контексте разворачивающихся исторических событий (начало войны), выступает важным историческим событием, которое с течением времени было наделено мифологическими свойствами.

Мифологизация история зачастую является частью реконструкции исторического прошлого. Наделение событий и людей необычными мистическими свойствами позволяет обрадовать важность некоторых событий, либо найти отличающуюся от других причину событий, например, начало войны связано не с агрессией Германии в отношении всего мира и СССР в частности, а в связи с вскрытием могилы Тамерлана, что послужило пусковым механизмом для всех последующих событий.

Так или иначе, правду узнать невозможно по прошествии большого количества лет. Да и правда у каждого своя и зависит от степени скептицизма и наличия широкого мировоззрения, позволяющего рационализировать, но не опровергнуть мистическую подоплеку происходящих событий.

Мнений по поводу проклятия Тамерлана множество и все они имеют место быть. Возможно, гробница Тамерлана не имела мрачной мистической составляющей. Возможно, все это придумано недобросовестными людьми, чтобы раздуть сенсацию на пустом месте. Просто археологические раскопки совпали с началом войны. Далеко не все готовы увидеть в этом магическую закономерность и мистическую связь с древними заклинаниями. Но в то же время, возможно скептически настроенный исследователь просто не может осмыслить глубину происходящего, заглянуть за занавес иного бытия, попытаться разрешить себе поверить в невозможное. Если что-то нельзя доказать, это не значит, что его можно смело опровергнуть.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram