70 лет назад американские власти казнили семейную чету Розенбергов за шпионаж в пользу СССР. Говорилось, что эти люди «фактически вручили русским ядерную бомбу». На самом же деле всё было куда сложнее. Десятилетия спустя рассекреченные материалы доказали участие одного из Розенбергов в шпионаже, но вопросы о его вине в конкретных преступлениях, за которые он был осуждён, а также о вине его супруги, остаются неясными. Всё осложняло то, что Этель и Юлиус Розенберги были коммунистами, но при этом, американцами. По словам властей, они передали информацию о разработке ядерного оружия в СССР ещё в 1944-м, когда не закончилась Вторая Мировая.
Дело Розенбергов началось с разоблачения советской агентурной сети. Через связного Гарри Голда ФБР вышло на механика ядерного центра Лос-Аламоса Дэвида Грингласса. Тот в обмен на иммунитет для своей подельницы-жены дал показания против своей сестры Этель и её супруга. Якобы ядерные секреты помогли СССР раньше обзавестись ядерной бомбой. Только в 2001 году престарелый Грингласс признался, что фактически оговорил свою сестру под давлением следствия. Сыновья казнённых Розенбергов долгое время требовали реабилитации своих родителей. Однако в верхах США на это никак не отреагировали.
Чету Розенбергов схватили летом 1950 года. От сотрудников ФБР Юлиус узнал, что Грингласс арестован и признался в краже ядерных секретов для Советского союза. После двухчасового допроса один из сотрудников сказал о словах Дэвида. «Дэйв говорит, вы велели ему поставлять информацию для России», - таковы были заявления. Известно, что отбор присяжных шёл очень медленно. Ведь речь заходила о смертной казни. Правительство обещало представить в качестве свидетелей ведущих физиков-ядерщиков, но никто из них не дал показания.
На суде Розенберги держались храбро, опровергали обвинения и ссылались на Пятую Поправку. Адвокат Эммануэль Блох предупреждал, что приговор может резко обострить отношения между США и СССР, которые итак были на пределе. Мать миссис Розенберг умоляла судью Кауфмана сохранить жизнь её дочери. Ведь по федеральному закону смертный приговор не может быть вынесен за шпионаж в мирное время. Но все попытки родителей защитить своих чад были обречены.
У семейной четы остались дети; мальчики, которые желали возвращения своих родителей. Пока супруги ожидали казни, которую утвердил пришедший к власти президент Эйзенхауэр, в поддержку этих людей выступили многие известные личности, такие как Альберт Эйнштейн, Шарль де Голль, Томас Манн, папа Римский Пий XII и другие. Художник Пикассо назвал это дело «преступлением против человечности». В США и по всему миру устраивались митинги в поддержку Розенбергов. Люди считали, что Эйзенхауэр перегибает палку.
Американский президент от помилования супругов отказался. Его правительство обвиняло мужчину и женщину во всех грехах, связанных с СССР. 29 марта 1951 года присяжные признали Розенбергов виновными. Уже 5 апреля судья вынес неутешительный приговор – смертная казнь. Даже обвинение об этом не просило. Что до Гринласса, то механик получил 15 лет заключения. Супруги пошли на электрический стул практически вместе. Несмотря на глобальную поддержку, им так и не удалось добиться оправдания.
Стоит отметить, что смерти Розенберги не боялись. В Chicago Daily Tribune упомянули одну интересную деталь, связанную с Этель Розенберг. Когда эта невысокая пухленькая женщина стояла перед электрическим стулом, она сделала один шаг, а затем внезапно повернулась к надзирательнице. «Притянула миссис Эванс к себе и поцеловала её, - писали в газете, - заметно пораженная надзирательница быстро вышла из комнаты».
История семьи Розенбергов отразилась в кино, музыке и литературе. Изображения семейной четы выгравированы на мемориале в кубинской Гаване. Музыкант Боб Дилан даже написал песню «Юлиус и Этель», основанную на событиях их жизни. Казнь и дело Розенбергов присутствуют во многих литературных произведениях, среди которых «Бегство в Россию», «Под стеклянным колпаком» и так далее. Розенберги стали единственными гражданскими лицами, казнёнными в США за шпионаж в период Холодной войны.