Многие историки полагают, что если бы не случилась злополучная Франко-Прусская война, то не было бы и Парижской коммуны. Хотя в отдельных случаях, бытует мнение, что новая революция в империи всё равно бы произошла. Тем не менее, события, связанные с провозглашением коммуны, стали решающими в истории Франции. Именно это привело к окончательному падению империи и к дальнейшему провозглашению Третьей Республики. С тех пор, во Франции уже не было монархии, она навечно ушла в прошлое.
Становление коммуны во многом произошло, благодаря неудачным действиям войск Наполеона III. Частые поражения французов довели дело до того, что пруссаки подошли к Парижу. Ещё немного, и такая страна, как Франция, исчезла бы навечно. Во второй половине 1870 года столица была блокирована немцами. Большая часть более чем полуторамиллионного населения города оказалась без средств существования. Стабильный доход имелся разве что у бойцов сформированной Национальной гвардии. Лишившиеся денег граждане не были в состоянии даже купить еды, не говоря уже о кредитах и оплате за проживание. Плюс ко всему, добавилась эпидемия оспы, от которой умирали сотни.
Вплоть до 28 января 1871 года Париж можно было спокойно назвать царством кошмара. Голод, болезни, высокая смертность, ужасно завышенные цены, отсутствие порядка, жуткое качество оставшейся еды. Более того, не работала даже канализация. В конце января было заключено перемирие с немцами. Город капитулировал. Уже через несколько дней ситуация с продуктами улучшилась. Британцы и американцы организовали гуманитарную помощь. 8 февраля состоялись выборы в Национальное собрание. В Париже преимущество получили в основном демократы и радикалы, ненавидящие любую форму монархии. Главой правительства избрали Адольфа Тьера.
26 февраля 1871-го между новообразованной Германской империей и Французской республикой был заключён мир на два месяца. 1 марта – его ратифицировала французская сторона. Франция должна была уступить Германии Эльзас и Лотарингию, а также выплатить баснословных размеров контрибуцию (5 млрд франков). Учитывая тяжелейшее экономическое положение, республика не могла предоставить немцам эти средства в первые месяцы. Между тем, в самой Франции обострились противоречия между сословиями. Ещё во время переговоров с германцами, в Париже начались бунты.
3 марта 1871 года Национальная гвардия сформировала своё собственное правительство, получившее название Центральный комитет. В руководство также вошли рабочие и члены 1-го Интернационала. Уже с этого дня можно считать, что во Франции началась гражданская война. В основном, все злодейства вершились в Париже, так как другая часть страны к будущей Коммуне не была благосклонна. 10 марта Нацсобрание республики перенесло столицу в Версаль. Какое-то время члены легитимного правительства стали называться версальцами, а те, кто стоял по другую сторону баррикад – звались коммунарами.
Правительство Тьера совершило ужасную ошибку, поставив всю страну под удар. Первый декрет версальцев был направлен против Национальной гвардии. Ежедневное жалование (30 су, по тогдашним меркам) отменялось для всех, кто не мог доказать свою бедность. Гвардейцы, лишённые жалования, покинули столицу. В Париже остались в основном члены радикальных групп. Также прекратились отсрочки по платежам. Касалось это и ситуации с жильём. Все эти решения грозили финансовым крахом сотням тысяч французов, если не миллионам.
Версальцы предприняли попытки разоружить Национальную гвардию, но потерпели неудачу. 18 марта едва не случилось масштабное столкновение. Солдаты правительственных войск отказались стрелять в горожан, окруживших их со всех сторон. В итоге все офицеры были арестованы. Генерал Леконт приказал открыть огонь на поражение, но закончилось всё тем, что расстреляли его самого. Уже к вечеру в тот же день весь Париж был в руках новой власти, получившей название Парижской Коммуны. Центральный комитет Национальной гвардии взял на себя функции революционного правительства.
Никаких диктаторов в Коммуне никто не избирал. Коммунары не страдали вождизмом. Вместо единого лидера, у них было несколько влиятельных лиц, чьё мнение имело в глазах народа большой авторитет. Большинство из них входили в Совет Коммуны. Но были и те, кто оставался вне правительства. Это прежде всего – представители военных структур, такие как, например, Я.Домбровский, Н.Ла Сесилиа или В.Врублевский, или женщины – Н.Лемель, А.Жаклар, Л.Мишель и Е.Дмитриева. Преимущественно – это были сторонники теорий Бланки или знаменитого философа Прудона. Только противоречий там имелось куда больше, чем кажется.
«Разношёрстность» Совета Коммуны сыграла свою злую шутку с дальнейшей судьбой революционных властей. Это привело к созданию разных фракций и внутриполитической борьбе. И всё же за несколько месяцев существования, представители Коммуны смогли издать ряд важных законов. Отменили рекрутские наборы, полицию заменили на Национальную гвардию, признали детей-бастардов законнорождёнными, ввели для начальных школ бесплатное обучение, отделили церковь от государства, и наконец, отдали театры актёрам.
Несмотря на разногласия с Французским банком, Коммуне всё же удалось разработать решения для улучшения финансового положения простых людей. В конце марта правительство приостановило продажу всех невыкупленных вещей, заложенных в ломбардах. Также отменялась плата всем съёмщикам квартир и меблированных помещений за последний квартал 1870 года и за первую половину 1871-го. Позднее приняли дополнительный декрет, согласно которому все заложенные вещи на сумму до 20 франков возвращались владельцам безвозмездно.
Коммуна запретила штрафы и незаконные вычеты из зарплат рабочих, отменила ночной труд в пекарнях, передала брошенные мастерские кооперативам работников, повысила жалование учителям, выплатила пенсии инвалидам-военным и их семьям, и много чего ещё. Уплата контрибуции была возложена на бывших имперских чиновников Наполеона III. Возможно, многим бы и показались эти условия идеальными. Но большинство французов не поддержали решений революционного Парижа. Да и, как упоминалось выше, у самих коммунаров не было стопроцентного единства.
Между тем, продолжались ожесточённые бои между версальцами и сторонниками Коммуны. Зверства вершились с обеих сторон. За каждого казнённого бойца Нацгвардии, коммунары расстреливали троих версальских заложников. Также имели место всяческие подозрения и охота на изменников отечества. Профессионализма у бойцов Коммуны явно не хватало. Ведь за версальцами стояло большинство солдат. А у мятежников – были лишь гвардейцы и ополченцы, которые не смогли сдержать атаки правительственных сил.
В мае версальцы усилили натиск, и в конечном итоге сокрушили восставших парижан. Кровавые уличные бои длились неделю. Погибли не менее 5 тысяч человек. Число расстрелянных без суда доходило до 30 тысяч. После сего – Коммуна пала окончательно. Причин поражения имелось много. Первая – это подготовка и профессионализм. На стороне версальцев было явное преимущество. Вторая причина – финансовая составляющая. Ещё Фридрих Энгельс отмечал, что крупная политическая ошибка Коммуны заключалась в отсутствии полного контроля над Французским банком. А вот версальцы в финансовом плане были намного сильнее. Третья – это отсутствие единства и чёткого планирования действий со стороны коммунаров. Ну, и четвёртая – отсутствие глобальной поддержки в остальной Франции. Коммуны в других городах не продержались и нескольких дней.
Многие высшие члены Парижской Коммуны погибли в боях, были казнены правительственными войсками или умерли в тюрьмах. Другие – оказались в эмиграции. Среди тех, кто остался жив, нашлись те, кто полностью отошёл от политики. Но их было немного. В основном, выжившие продолжали свою деятельность и сохраняли преданность убеждениям. Например, А.Арну и несколько его соратников стали авторами книг про судьбу Коммуны. Экс-делегат просвещения Вайян стал одним из основателей Социалистической партии Франции. Потье запомнился, как автор «Интернационала», зовущего к установлению подлинного равноправия на всей Земле.