> Летчик-испытатель Игорь Вотинцев: Все преодолимо, если живешь мечтой о небе - Аргументы Недели

//История 13+

Летчик-испытатель Игорь Вотинцев: Все преодолимо, если живешь мечтой о небе

10 марта 2023, 14:15 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

6 марта этого года исполнилось 70 лет со дня рождения Героя Российской Федерации, заслуженного лётчика-испытателя РФ Игоря Викторовича Вотинцева. Уроженец подмосковного города Жуковского, выпускник Школы лётчиков-испытателей, он 30 лет испытывал самолёты прославленного ОКБ имени П.О. Сухого. В его испытательской биографии – первые сверхдальние перелёты на Су-27УБ, первые посадки на палубу на Су-25УТГ, испытания уникальных истребителей Су-34 и Су-47, множество других сложнейших работ.

 Этому событию была посвящена очередная встреча Клуба любителей авиации «Взлётная полоса», состоявшаяся 9 марта в городском Дворце культуры. Ее вел историк авиации Андрей Симонов.

Путь в небо.

Игорь Викторович Вотинцев родился 6 марта 1953г. На вопрос, почему он стал летчиком, отвечает улыбкой:

- У тех мальчишек, кто родился в Жуковском, одна дорога - в небо. И и это правда.

Именно в этом городе находится Летно-исследовательский институт (ЛИИ)., который был создан в марте 1941 года. Первым начальником института стал Герой Советского Союза, летчик-испытатель М.М.Громов. За годы войны специалисты ЛИИ выполнили испытания более 500 боевых самолетов и десантных планеров, обеспечили методическое руководство испытаниями в КБ и на серийных заводах.

В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по испытаниям боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны ЛИИ был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенные годы институт активно работал в области создания отечественной реактивной авиации, освоения околозвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей.

Выбору летной профессии посодействовало и то, что родители Игоря были связаны с авиационными предприятиями города. Отец, Виктор Петрович был заместителем начальника летной базы ЖЛИиДБ ОКБ А.Н.Туполевпа, а мама, Полина Федоровна работала в ЛИИ техником.

Рассказывая о своем пути в авиацию, Вотинцев шутливо вспоминает и такое семейное предание: когда его маленького мальчика привели в детский сад, воспитательница сказала ему:

- Если будешь себя плохо вести и бояться уколов, никогда не станешь летчиком. И он решил, что быть летчиком - это самое замечательное в жизни.

- Кроме того у родителей было много друзей летчиков, и их пример воодушевлял. Так что о работе летчика-испытателя я знал "из первых уст", вспоминал Игорь Викторович. Поэтому не удивительно, что он связал свою жизнь с небом.

В 1974 году он закончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков, одно из трех училищ в Советском Союзе, где готовили пилотов фронтовой истребительной авиации. Перед поступлением в училище Игорю пришлось даже сделать ЛОР-операцию.

- Я опасался, что в летное училище не возьмут из-за проблем со здоровьем, вспоминал летчик, и поэтому параллельно готовился к поступлению в МАИ. Но медкомиссию прошел успешно и поступил в училище, которое закончил в 1974 г. По окончании был назначен в летную часть в городок Борисполь под Киевом. Там и встретил красивую, тоненькую, высокую девушку, по нынешним понятиям - настоящую топ-модель. Ее звали Дина, она была дочерью командира эскадрильи.

- Влюбился в нее сразу, в первый же день, - вспоминал Игорь Викторович, - а предложение сделал на двадцатый.

Затем он служил в строевых частях ВВС. Его служба складывалась успешно, он довольно быстро получил квалификацию летчика третьего класса.

Но Игорю хотелось большего, тем более он знал о том, что что в ЛИИ есть Школа летчиков –испытателей, одна из двух школ, осуществляющих в России (ранее в СССР) подготовку лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей и ведущих инженеров по лётным испытаниям авиационной техники (другая — военная школа в составе 929 ГЛИЦ в Ахтубинске).

Школа летчиков испытателей.

ШЛИ была образована по инициативе М. М. Громова в 1947 году. Первым начальником школы стал М. В. Котельников, военный лётчик-испытатель, генерал-майор авиации.

Слушатели школы проходили теоретическую и практическую лётную подготовку в области безопасного и эффективного проведения лётных испытаний и исследований воздушных судов и их бортового оборудования. Первоначально, в школе было три отделения для подготовки лётчиков-испытателей самолётов, вертолётов, а также — штурманов-испытателей и ведущих инженеров по лётным испытаниям для работы в ОКБ авиационной промышленности, в научно-исследовательских институтах (ЛИИ и др.) и на серийных авиационных заводах. Позднее, по завершении первоначальных программ выпуска лётчиков-испытателей, такое разделение стало менее формализованным. Также были специальные наборы с целью подготовки лётчиков-испытателей для организаций гражданской авиации[2].

Имя А. В. Федотова присвоено ШЛИ 17 сентября 1984 года в память об этом заслуженном лётчике-испытателе, погибшем при катастрофе в испытательном полёте в этом же году. 20 октября 2022 г. этого года этому уникальному учебному заведению исполнилось 75 лет.

За эти годы из стен ШЛИ было выпущено 811 летчиков, прошедших полный курс обучения в ней. Среди выпускников ШЛИ Герои Советского Союза и Российской Федерации, заслуженные лётчики-испытатели и штурманы-испытатели СССР и РФ, лётчики-космонавты СССР. Более 11 тысяч авиационных специалистов различного профиля прошли обучение на курсах повышения квалификации.

Именно выпускники ШЛИ первыми подняли в небо и дали путёвку в жизнь таким высококлассным образцам вооружения, как самолёты Ан-22, Ан-124, Ил-80, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Ту-22М3, Ту-160, Як-38 и Як-130, вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-50, Ми-14, Ми-26 и Ми-28, многие из которых состоят на вооружении ВКС России и Морской авиации ВМФ до сих пор!

- Я уже в училище знал, что буду поступать в ШЛИ, вспоминал Вотинцев... Подал рапорт о зачислении в ШЛИ, однако не поступил - не знал, что в школу брали только летчиков не ниже второго класса, с большим налетом. Пришлось еще послужить в воинских частях, после чего в ШЛИ все-таки поступил в 1978 году. За время обучения освоил 12 типов самолетов и их модификаций, в том числе Ту-124, Ту-104, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.

ОКБ Сухого

- В июле 1980 года меня приняли летчиком-испытателем на Московский машиностроительный завод имени П.О. Сухого (ныне "ОКБ Сухого"), вспоминал Вотинцев. Первым самолетом, в испытаниях которого пришлось участвовать, стал Су-17М2. В дальнейшем принимал участие в испытаниях Су-24, Су-24М, Су-25, Т-10 (прототип Су-27), и других истребителей.

Вотинцев активно участвовал в полетах по проекту "морской тематики". В 1983 году на комплексе «Нитка» (г. Саки) участвовал в подготовке к посадкам на авианесущий корабль самолетов Су-25, стал ведущим летчиком Су-25УТГ. В 1989 году на авианосец первую посадку на Су-27 сделал Виктор Пугачев. В этот же день на палубу сел МиГ-29, его пилотировал Тохтар Аубакиров. А третий самолет Су-25 посадил Вотинцев, в задней кабине был летчик-испытатель Александр Крутов.

Испытания продолжаются.

В отдельную строку биографии Игоря Вотинцева можно выделить беспосадочны полеты. Один из них был выполнен в 1987 г. по маршруту Раменское - Комсомольск-на-Амуре и обратно.

- Вместе с Николаем Садовниковым на Су-27УБ, вспоминал летчик, мы с четырьмя дозаправками в воздухе преодолели расстояние 13 700 километров и пробыли в воздухе 15 часов 42 минуты. На тот момент в истребителях столько никто не летал. Хотя задачи поставить рекорд не было. Насколько я знаю, до сих пор в России он не бы побит.. А вот другой летчик-испытатель Анатолий Квочур в одиночку летал на боевой машине на большие расстояния: более 11 часов в кабине и поверьте, выдержать это было очень тяжело.

Не раз летчик попадал в непростые ситуации.

- Да, было все, но мне везло, я ни разу не катапультировался. Однако сложные полеты были. Так, когда в 1995 году мы с летчиком-исытателем Игорем Соловьевым на Су-32 возвращались с авиасалона в Ле-Бурже, произошел частичный отказ управления, самолет стало раскачивать. Запросили аварийную посадку в Праге. Для нас расчистили полосу, подогнали спасательную технику. При посадке шасси аварийно вышли, однако колеса оказались заблокированными. Покрышки слетели, диски от трения стерлись, загорелись остатки шин. Из кабины не выбраться - пламя! Хорошо, что огонь быстро потушили.

Очень часто в испытательных полетах помогала интуиция.

- Интуиция - это знания и опыт. Просто появляется уверенность, что в этой ситуации нужно сделать именно так, а не иначе. Откуда приходит это понимание - не знаю, но в итоге все делаешь правильно, утверждает Вотинцев.

С-37 (Су-47 "Беркут").

25 сентября 1997 г назад состоялся первый полёт экспериментального истребителя, разработанного в ОКБ Сухого, Су-47 «Беркут». Его пилотировал лётчик-испытатель Игорь Вотинцев.

- На первый подъем Су-47 "Беркута", вспоминал летчик, меня выбрал сам генеральный конструктор ОКБ Михаил Симонов. В первый вылет он лично присутствовал на летном поле, весь полет простоял у взлетно-посадочной полосы. Когда я уже зарулил, Михаил Петрович вместе с поздравлениями вручил маленький цветочек, незабудку, и сказал: "А это передашь Дине", - моей супруге. Естественно, близкие люди очень волнуются, и Михаил Петрович это знал, думал об этом, ожидая моей посадки.

У меня о нем осталась память как о человеке не только мудром, требовательном, прекрасном конструкторе, но и как о человеке, с которым приятно общаться, как о романтике. Симонов всегда оставался душой молод, с ним можно было пошутить на любые темы. А его самолеты - это и его любовь, и душа, они в какой-то мере необычные, они говорят об уникальности конструкторской мысли, многие не похожи на другие, - рассказывал Вотинцев.

- "Беркут" - это уникальная машина, вспоминал летчик. Преимущество аэродинамической схемы самолета с обратной стреловидностью крыла было давно известно, но до появления композитных материалов не было возможности реализовать проект. Главным недостатком схемы крыла с обратной стреловидностью является эффект упругой дивергенции (скручивание с последующим разрушением). На «Беркуте» этого удалось избежать.

"Беркут" - большой, полноразмерный истребитель формата Су-27, в полтора раза больше американского аналога и в несколько раз тяжелее. В процессе летных испытаний предполагалось проверить многие идеи. Не только аэродинамическую эффективность, но и такие характеристики, как малозаметность, способность летать на "сверхзвуке" без форсажей. Эта машина должна была прийти на смену Су-27 и приблизить конструкторов к созданию самолета пятого поколения.

Тем не менее, ряд наработок, использованных на Су-47, были использованы в российском стелс - истребителе Су-57, по праву считающимся наследником "Беркута". Это новые материалы, цифровые системы, программное обеспечение, внутренние отсеки для размещения оружия, элементы сверхманевренности. Су-47 занял свое почетное место в ЛИИ им. Громова, где и проходил летные испытания.

В 2006-2007 гг. после модернизации грузоотсека самолёт был задействован в программе по созданию проекта истребителя Т-50 (в дальнейшем Су-57). Целью была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полёта. Информация активно использовалась на окончательных этапах создания грузоотсеков перспективного истребителя Т-50. Единственный экземпляр находится в музее ЛИИ им. Громова.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Вотинцеву Игорю Викторовичу указом президента РФ от 4 апреля 1998 года присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

- Я удостоился этой высокой награды, говорит летчик, за совокупность летных испытаний, за многолетнюю работу летчиком-испытателем, а, например, не только за "Беркут" или посадку на авианосец. В общей сложности я был на летно-испытательной работе 30 лет - с 1980 по 2010 годы. Насколько мне известно, так долго у нас на фирме никто не летал. Он также награждён орденами «За личное мужество», «Знак Почёта», медалями.

В дни празднования 60-летия ОКБ Сухого в ГЛИЦ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске пилоты фирмы и ВВС установили в процессе испытаний Су-34 несколько мировых авиационных рекордов. Первые четыре рекорда были установлены лётчиком-испытателем, шеф-пилотом ОКБ Игорем Вотинцевым и штурманом-испытателем Александром Гайворонским 28 июля 1999 года. Полная взлётная масса самолёта составляла 36160 кг, полезная бомбовая нагрузка - 5129 кг. Попутно в этом полёте были превышены ещё три мировых достижения.

4 сентября 2001 года совместно с летчиком-испытателем Юрием Ващуком впервые поднял в воздух многоцелевой грузопассажирский самолет С-80ГП (СУ-80ГП).

Участник многих международных выставок в России (все МАКСы) и за рубежом, где демонстрировал Су-27, Су-30, Су-34 (Франция, Великобритания, Германия, Китай, США, Канада, Чили, Корея, ОАЭ и др.). На самолете Су-32 с штурманом-испытателем Новосибирского авиационного производственного объединения А.И.Гайворонским установил мировой рекорд высоты с грузом 5 т. Общий налет свыше 4 500 часов.

У Игоря Вотинцева крепкая семья. Ею, детьми, внуками, общественной работой занимается жена Дина. Она в прошлом медсестра, но сделала выбор в пользу семьи и воспитания детей. Ее мечту о "большой" медицине реализовала наша дочь Ольга - она стала хирургом.

Летчик считает, что главое в жизни – это мечтать! Не бояться препятствий: все преодолимо, если живешь мечтой о небе!



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Израильский спецназ «Шальдаг» уничтожает Хезболлу и ее союзников на Ближнем Востоке

Известно, что в ноябре израильская авиация успешно бомбила объекты Хезболлы в пригороде Бейрута. Более того, на днях она уничтожила несколько высокопоставленных командиров этой организации. И это результат того, что получила эта организация после террористических обстрелов Израиля ракетами. До этого 27 сентября в результате точного авиаудара израильских ВВС был ликвидирован генеральный секретарь этой религиозной партии Хасан Насралла, главный идеолог войны с Израилем, инициировавший его обстрелы ракетами. В результате систематических авиаударов израильтян было ликвидировано значительное количество главных командиров Партии Бога. В том числе Мохаммед Срур - начальник подразделения беспилотников. Его дроны непрерывно осуществляли боевые действия против Израиля, за что он поплатился жизнью. Ибрагим Кубаиси был начальником ракетного подразделения, он также был уничтожен авиабомбой. Известно, что 16 высших командиров были уничтожены с воздуха.