За 30 секунд с карты СССР исчез целый город
1 марта 2023, 15:30 [ «Аргументы Недели» ]
После разрушительных землетрясений в Турции и Сирии отечественные экологи, сейсмологи и другие учёные стали высказывать тревогу по поводу неспокойной ситуации на юге России (Крым, Черноморское побережье Кавказа), а также в государствах бывшего СССР (Грузия, Азербайджан, Армения), которые граничат с Россией. Тем более что Армения всего лишь 35 лет назад пережила страшную трагедию Спитака. И сегодня, вспоминая нашу боль общей тогда страны, находишь много схожего с тем, что произошло сейчас в Турции. Ошибки, жадность и коррупция ничему не учат и со временем.
В переводе с армянского языка Спитак означает «белый». Город на северо-западе Армении и на самом деле был белым: строился на месте бывшего села Хамамлу из светлого туфа, который, как затем показало расследование, совсем не подходил для постройки жилых зданий в неспокойной сейсмической зоне. Просчёты архитекторов и руководителей республики, торопившихся в 1960 году к какой-то очередной дате дать бывшему селу официальный статус города, в полной и ужасной мере явили себя 7 декабря 1988 года.
В 11 часов 41 минуту на Спитак обрушился невиданной силы подземный толчок в 11 баллов по шкале Рихтера, что специалисты затем сравнили с одномоментным взрывом 10 атомных зарядов! Кошмар длился не более тридцати секунд, однако и их хватило, чтобы с карты Советского Союза сразу исчез целый город! Комиссия по расследованию катастрофы официально установила, что общее число погибших составило более 25 тыс. человек. Народная молва упорно называет число в 150 тыс.
Экстренно сообщили о беде в Москву. В Спитак срочно вылетел председатель Совета министров Николай Рыжков со специалистами. В республике Николай Рыжков провёл два месяца, практически перенеся в Спитак работу всего Совмина и организовав там невиданные даже по сегодняшним масштабам спасательные работы. СССР обратился к другим государствам, те откликнулись, стали поступать медикаменты, приехали добровольцы, люди сдавали кровь, собирали тёплые вещи, продукты. Были в стране времена, когда слова о взаимной помощи и братстве не были лишь трескучими лозунгами…
Те дни Рыжкову не прошли даром: от пережитого и увиденного он в 1990 году перенёс тяжёлый инфаркт, а тогда на развалинах некогда мирного города, не стесняясь камер и прессы, плакал как обычный горожанин, потерявший близких. Да и как было сдержать слёзы, когда к нему, как к Христу, обезумевшие матери на руках несли тела своих погибших детей и кричали ему: «Воскреси их!»
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».