В Москве, в концертном зале Музея русского зарубежья прошла презентация книги Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы».
Труд инженера, историка русской авиации, собирателя материалов по военной истории России состоит из восьми глав объёмом более 1000 страниц текста и более чем 3 500 уникальных фотографий. Издание, подготовленное Домом русского зарубежья имени А. Солженицына при содействии государственной корпорации развития ВЗБ РФ, включает в себя редкие, по большей части нигде не публиковавшиеся ранее материалы, которые позволяют проследить зарождение, становление и развитие отечественной авиации до Первой мировой войны включительно.
Значение издания определяется прежде всего тем, что это хронологически первое исследование подобного рода, в силу объективных обстоятельств остававшееся неизданным – сборник по истории воздухоплавания и авиации Императорской России публикуется впервые. Он представляет собой единственное собрание материалов, неизвестное прежде ни широкой публике, ни даже большинству специалистов.
Проводил презентацию книги военный историк, зам. директора Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына Игорь Домнин.
Русская трагедия
Валерий Томич родился во Владивостоке в 1914 году и был крещен в городском кафедральном Успенском соборе. Его мать Марфа Михайловна была русская женщина. Отец, Милован Милославович черногорец по национальности, в раннем детстве приехал со старшими братьями учиться в Россию, которая традиционно покровительствовала черногорцам.
Здесь, в России он получил высшее образование, стал юристом. Потом судьба его забросила на Дальний Восток, где и родился в 1914 году Валерий. Как известно, на Дальнем Востоке Гражданская война продолжалась до осени 1922 года. Остатки белой гвардии уходили через границу в Китай. Эвакуацией воинских частей во Владивостоке командовал контр-адмирал Георгий Старк, который начинал свою службу еще в Русско-Японскую войну в качестве минного офицера на легендарном крейсере «Аврора». За участие в Цусимском сражении был награждён орденом Св. Анны III степени с мечами и бантом.
Старк в спешном порядке сформировал флотилию, и утром 25 октября 1922 года около 30 кораблей различных классов вышли из Владивостокского порта, унося на своих бортах свыше девяти тысяч пассажиров - военнослужащих и гражданского населения. В том числе и Первый Сибирский императора Александра I и Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетские корпуса, размещавшиеся тогда на о. Русском.
Лишь часть кадет младших классов, которым не грозили репрессии большевиков, раздали по семьям местных жителей. Кадеты же старшеклассники уходили все, так как в летние каникулы часть из них уже успела принять участие в боевых действиях против Красной армии. На одном из судов - канонерской лодке "Манчжур" вместе с отцом, чрезвычайным сербско-черногорским консулом во Владивостоке М.М. Томичем, отплывал восьмилетний Валерий.
- Я как сейчас помню мое мальчишеское прощание с родным городом, когда стоя на корме, я лил горькие слезы, пока берега не скрылись в вечерней туманной дымке, так отразил начало исхода Валерий Милованович много лет спустя в своих записках.
Свою деятельность по собиранию впечатлений и документов любознательный мальчик начал еще на борту «Манчжура»: он вел подробный дневник во время морского путешествия, записывал имена пассажиров. К слову, все эти записи бережно хранятся в музее, как и начатая им впоследствии переписка со всеми участниками тех памятных трагических для России событий.
На чужбине
В Мукдене, где устроилась семья, мальчик получил среднее образование, окончил «Русскую политехническую школу заочного преподавания». С ранних лет Валерий живо интересовался всем, что связано с «воздушной стихией». Первый полёт в качестве пассажира он совершил двенадцатилетним мальчишкой на учебном самолёте «Авро-504» (на его основе впоследствии был разработан советский биплан У-1).
В 1930-х годах там же в Мукдене он обучался и в лётной школе, сдал экзамен и стал «настоящим лётчиком». В эмиграции Валерий летал практически на всех типах тогдашних воздушных судов.
С середины 30-х годов В. Томич состоял в переписке с большинством русских авиаторов и военных лётчиков в эмиграции, а также с отдельными специалистами и коллекционерами, собирал фотографии и их воспоминания.
Позже работал в транспортной конторе знаменитой торговой фирмы И.Я.Чурина в Дайрене (до японской оккупации Дальний). В 1940-е годы в Шанхае Валерий служил в таможенной службе местного порта, а с 1947 по 1949 год был управляющим транспортной конторой в Нанкине.
Он вынужденно покинул Китай в 1949-м, разделив судьбу русских беженцев на о. Тубабао (Филиппины). В 1951 году Валерий Милованович как «перемещенное лицо» прибыл в Сан-Франциско. Здесь повторно сдал экзамены на право пилотирования самолета и затем довольно много летал по стране, но большей частью — по Калифорнии.
Валерий Милованович был весьма активен и заметен в общественной и церковной жизни русского Сан-Франциско. Вскоре после прибытия в город он предложил свои услуги по оформлению музейной экспозиции Обществу русских ветеранов Великой войны. В 1955 году состоялось освящение и открытие, по сути, вновь созданного музея общества, в который Томич сумел вдохнуть новую жизнь, придав ему четкую структуру и обогатив его содержание, что было особо отмечено председателем Общества ветеранов (в тот период) генералом П.П.Петровым. Много лет Валерий Милованович заведовал замечательным военно-историческим музеем, который существует и доныне.
В 1956 году он вместе с военным летчиком Г.Л.Шереметевским основал Калифорнийский отдел Общества бывших русских летчиков в США, а в 70-е годы стал председателем всего общества, которое к тому времени действовало только в Сан-Франциско.
И хотя В. Томич никогда не участвовал в войнах и боевых действиях, всё же удостоился звания «Военного лётчика Русской авиации». Он получил его из рук «старейших пионеров российской авиации» в зарубежье генерала В.Г. Баранова (Лондон) и полковника И.Н. Туношенского (Детройт) за «неоценимые заслуги перед Русской авиацией».
Главное дело всей жизни
Главным делом всей жизни Валерия Миловановича стал уникальный труд по истории русской авиации от ее зарождения до 1917 года. Он начал собирать материалы по авиации с двенадцатилетнего возраста во второй половине 1920-х годов.
- Любопытно отметить, утверждает Домнин, что папки для документов он изготавливал собственноручно. Открыв, например, одну из них, мы ахнули, когда увидели удостоверение русского летчика №1. Его обладателю Александру Срединскому оно было вручено в 1910 году.
Там же – материалы, связанные с Борисом Сергиевским, бессменным председателем американского Общества бывших русских летчиков и почетным председателем всех объединений русских пилотов зарубежья. Более двух десятилетий он возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым. До конца своих дней Сергиевский оставался истинным русским патриотом.
Три тысячи фотографий в коллекции Томича посвящены нашим выдающимся соотечественникам, осваивавшим самолеты еще в царской России. Это подлинная летопись истории отечественной авиации. Немало в коллекции Томича удивительных экспонатов, например, таких, как фото самолетов Сикорского с автографом конструктора, или меню последнего обеда офицеров гвардейского корпуса во время Первой мировой. В основе книга была готова к 1960 году и получила название «Русские воздушные силы».
На протяжении многих лет автор дополнял, уточнял, улучшал свое детище. Он показывал его своим соратникам, посылал копии самым авторитетным русским летчикам зарубежья, неизменно заслуживая похвалы, высокие оценки вплоть до награждения званием «Военного летчика». Но издать труд даже общими усилиями в силу разных причин так и не удалось. Одной из них являлся объем фолианта, который содержал около одной тысячи страниц текста и свыше трех тысяч редких фотографий. Слабым утешением была публикация фрагментов его книги в цикле «Из прошлого русской авиации», предпринятая газетой «Русская жизнь» (Сан-Франциско).
Вместе с тем В.М.Томич в 1968 году сумел издать свой труд по истории Российского Императорского флота (на английском языке), в области которой он также был крупнейшим специалистом. Валерий Милованович изучал и военную историю России в целом, являясь ее глубоким и тонким знатоком, включая даже военную музыку. Собрал поистине уникальный архив «Материалы по русской военной истории» и мечтал передать его на Родину.
Еще в 1967 году он писал одному из своих адресатов:
- Собранный мной архив я очень хотел бы впоследствии сохранить для России и передать его в одно из соответствующих учреждений.
В 2006 году Валерий Милованович принял решение о передаче своего детища в Дом русского зарубежья им. А.Солженицына. Но издать огромный труд автору при жизни не удалось, что стало для него подлинной драмой.
30 октября 2013 года в Сан-Франциско, не дожив двух недель до своего девяносто девятого дня рождения, он скончался. Но его труд не пропал втуне. В феврале этого года книга Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы» вышла в свет.
Его огромная жизнь вместила в себя почти немыслимые сюжеты и в то же время весьма типичные для миллионов русских изгнанников ХХ века. Но нетипичной была его неуемная страсть к истории своего отечества и, особенно, — к русской авиации. Эту страсть питало чувство любви к России, которое как истинный патриот он пронес через все испытания и соблазны, подкрепляя его своими достойнейшими деяниями.
Наверное, уместно закончить эту статью словами самого Валерия Томича:
- Это не просто труд, хотя бы исторический, это памятник всем славным героям Русской авиации, их бесчисленным, часто нигде не освещенным подвигам, борьбе за создание и развитие летания в России и урок для всех будущих поколений русских летчиков.
Весьма надеюсь, что тот глубокий интерес к прошлому русской авиации, который обуревал мною всегда, особенно в мои детские и юношеские годы, сможет воспламенить в сознании нашей молодежи здесь и там, необходимость бережно относиться к прошлому и пробудит гордость к творениям и подвигам русских военных и морских летчиков, позволив ей вместе со мной сказать: Вечная им слава!