> «Победитель» - британский бомбардировщик с фашистскими корнями - Аргументы Недели

//История 13+

«Победитель» - британский бомбардировщик с фашистскими корнями

24 ноября 2022, 11:56 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

Не секрет, что 2-я мировая война была битвой в основном поршневых моторов и аэропланов. Однако во время ее в разных странах велись работы по созданию новых реактивных двигателей и самолетов. Особенно отличилась Германия. Реактивный истребитель «Мессершмитт Me.262» уже в 1944 г. принимал участие в боевых действиях.

Замахнулась на реактивную тягу и «владычица морей» Великобритания. И не просто на самолет, а на реактивный стратегический бомбардировщик! И это в конце войны, когда другие государства, такие как, например, США и Россия вплоть до начала 1950 годов совершенствовали и создавали бомбардировщики с поршневыми силовыми установками. Стоить вспомнить летающие крепости Ту-4 и Б-29!

Как назвали, так и полетит!

На британской фирме Handley Page, где началось в 1945 г. проектирование бомбардировщика, ему решили дать гордое имя Victor («Победитель»), хотя потом его называли за очертания «турецким тесаком» или вообще неприлично «английским дерьмом»! Почему, чуть позже.

Главным конструктором стал Р. С. Стаффорд. Согласно проекту, это был четырехдвигательный реактивный бомбардировщик с взлетной массой около 45 тонн (!) и стреловидным крылом, материалы по которому были получены из фашистских трофейных материалов, что значительно ускорило работу над проектом.

И это не удивительно! Уникальными техническими сведениями немцев пользовались и СССР, и США. Стоит только одного фашистского авиакосмического конструктора Вернера фон Брауна, который стал основоположником американской космической программы и благодаря ракете которого был осуществлен первый полет человека на Луну!

Самолет должен был иметь рекордную для своего времени дальность полета, крейсерскую скорость 925 км/ч и нести на борту ядерную бомбу весом более 4,5 тонны!

Впервые опытный бомбардировщик «Виктор» поднялся в небо 24 декабря 1952 г. Публичная презентация нового грозного оружия Королевских ВВС состоялась 15 июля 1953 г. во время коронационных торжеств, а в сентябре того же года бомбардировщик «Виктор» уже с большим успехом демонстрировался на авиационной выставке в Фарнборо. 

Спасайся, кто может!

Первоначально конструкторы фирмы Handley Page предполагали установить на бомбардировщике отделяемую при аварии герметизированную кабину.

В конечном итоге в 1950 г., после серии испытаний на моделях, фирма решила отказаться от отделяемой кабины. Правда, катапультами удалось снабдить лишь двух наиболее «ценных» членов экипажа — летчиков. Трое же операторов, сидящих спиной к направлению полета, должны были выбираться из терпящего бедствие самолета через аварийный люк по принципу «Спасайся, кто может!». И эта особенность конструкции привела к гибели экипажа!

14 июля 1954-го произошла трагедия: первый опытный самолет потерпел катастрофу в результате разрушения узла крепления горизонтального оперения при полете на низкой высоте и большой скорости полета.

Не спасся никто. Летчикам не хватило высоты для катапультирования: тогда кресла были несовершенными, как сейчас, а операторы и не пытались выпрыгнуть из машины: некуда было! Земля рядом!

Испытания продолжаются!

Но эта катастрофа не остановила испытания нового бомбардировщика. Они завершились вполне успешно. Было отмечено, что самолет легок в управлении, устойчив на боевом курсе (при бомбометании) и в целом соответствует требованиям заказчика.

Тактико-технические характеристики «Виктора» делали этот бомбардировщик одним из лучших (если не лучшим) в мире в своем классе в то время.

Он обладал дальностью, приближающейся к дальности лучших российских и американских реактивных стратегических бомбардировщиков того времени 3МС и В-52В (как известно, первые модификации этих самолетов имели практическую дальность, не превышающую 8500…9000 км), и потолком, превосходящим потолок этих машин при почти вдвое меньшей взлетной массе.

Столь высоких характеристик англичанам удалось достичь благодаря своим высокоэкономичным двигателям (до середины 1950-х годов Великобритания являлась мировым лидером в области реактивного двигателестроения), совершенной аэродинамике и стреловидному крылу на основе работ немецких аэродинамиков и полному отказу от оборонительного вооружения, что значительно облегчало самолет, хотя и делало его более уязвимым.

1 июня 1956 г., в ходе испытаний одного из серийных самолетов, летчик-испытатель фирмы Handley Page Д. Аламо в пологом пикировании достиг скорости звука.

Печальная старость

Всего было выпущено 86 бомбардировщиков. Его эксплуатация прекратилась 1993 г. Этому способствовал ряд факторов. «Виктор» был дозвуковым бомбардировщиком и поэтому легко сбивался практически любыми зенитно-ракетными комплексами. А против, в частности, советских сверхзвуковых истребителей МиГ-19, МиГ-21 и Су-9, оснащенных пушками, у него не было никакого оборонительного вооружения. Он также использовался в виде самолета-заправщика и в боевых действиях участия не принимал. 

Об именах, прозвищах и кличках!

После того как бомбардировщик поднялся в воздух, он получил гордое имя «Виктор» («Победитель»)! Однако за характерные очертания в воздухе его называли «турецким тесаком»! А иногда и «английским дерьмом»!

Такое название «Виктор», наверное, получил от неблагодарных аборигенов, которых благородные англичане приучали к благам цивилизации. Колонизаторы дарили их им с помощью бомб, которые нес этот бомбардировщик! Тем не менее, этот самолет летал и занял достойное место в истории мировой авиации! 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте