До прихода колонизаторов из Нового Света на территории Южной и Центральной Америки существовало множество государств, дошедших по уровню развития примерно до ранней античности. Здесь поднимались и рушились великие империи, устраивались масштабные завоевания, велись войны и прокладывались торговые пути. Испанская колонизация фактически положила конец существованию местных культур. Их своеобразный подъём начался лишь в ХХ столетии, когда индейцы стали приходить к власти в некоторых государствах Южной Америки, и когда европейцы окончательно осознали свои ошибки.
Многие полагают, что крупнейшими государствами мезоамериканского региона являлись Империя Ацтеков и держава Майя. Однако было и ещё одно царство, которое явно не стоит сбрасывать со счетов. Речь идёт об Империи Тараско, довольно крупном государстве, бросавшем вызов, как ацтекам, так и другим окрестным народам. Государство Тараско образовалось в высокогорном вулканическом регионе на западе Мексики. С древности там были поселения людей, в особенности у побережий горных озёр, которые изобиловали ресурсами. Тараски (также известные как Пурепеча) создали свою страну на побережье озера Пацкуаро. Считается, что первые зачатки их империи возникли ещё во 2-м веке до нашей эры. Но возможно, их история куда более длинная.
Расцвет империи пришёлся на 14-15 века. Тараско было богатым государством, уважаемым и могущественным. Оно торговало маисом, обсидиановыми и керамическими изделиями. В отличие от других индейских царств, тараски использовали железо, и в частности в военном деле. Железные наконечники стрел причиняли куда больше урона, чем деревянные. Столицей государства считался город Цинцунцан, крупнейший из всех в империи. Впрочем, существовали и другие города тарасков, которые торговали между собой. Эксперты отмечают, что противостояние с ацтеками у них произошло из-за ресурсной конкуренции. Подъём уровня озера Пацкуаро привёл к тому, что люди вынуждены были покинуть низины. Плюс ко всему, началось противоборство между местной аристократией и простым народом, который не хотел вымирать от голода.
Тараскам всё же удалось договориться с ацтеками о создании границ. Последние не были искусными дипломатами, в отличие от тарасков. Ацтекские правители, конечно, пытались вторгаться в земли соседей и даже доходили до их столицы, но терпели крах из-за превосходства врагов в оружии. Вскоре Тараско отодвинуло границы своих давних противников на десятки километров. Между обеими странами то заключался мир, то снова провозглашались войны. Войны приносили опустошение и жестокие смерти. Пленников часто приносили в жертву местным богам. Особенно хорошо тараскам помогали крепости, которые они строили вдоль своих границ. По тем временам, это были по-настоящему неприступные цитадели, штурмовать которые никто не решался. Ведь технологии осад на материке ещё не было.
Несмотря на расширение Тараско до Тихого океана, это царство не превратилось во «второй Египет». Тысячи лет оно не простояло и вскоре столкнулось с тяжёлым кризисом. В конце 15-го столетия войны между ацтеками и тарасками происходили практически постоянно. В 1470 году произошло крупнейшее вторжение Ацтекской империи. Войска врагов едва не дошли до государственного центра Тараско, но в конце концов потерпели поражение. С 1480 года ацтеки снова предпринимают попытки вторжения. Натиск соседей на Тараско продолжает усиливаться. В атаках на их земли участвуют уже не только ацтеки, но и окрестные племена – чонтали, матлацинка и куитлатеки.
Но всё же закат Империи Тараско произошёл уже в 16-м веке, когда в Новом Свете появились испанцы. До этого державе удавалось отбиваться. Какие бы масштабные вторжения не устраивались ацтеками, тараски отражали их и укрепляли границы. Противостояние двух империй продолжалось бы ещё сотни лет, если бы не колонизаторы. В 1522 году Ацтекская империя уже не представляла собой серьёзную силу. Испанцам в считанные дни удалось сокрушить орды индейцев, которых они посчитали за дикарей. Наставала очередь и тарасков. А у них технологии явно отставали от европейцев. Против пушек, ружей и всадников выстоять было попросту невозможно. Любой выстрел из аркебузы воспринимался местными, как божественное проявление.
Известно, что после падения ацтеков, тарасканский император Тангашуан II послал гонцов к испанским победителям. Он не желал воевать с колонизаторами, и даже благодарил их за победу над давними врагами. Но испанцы мириться с существованием Тараско не хотели. Они узнали, что государство обладает несметными богатствами, да и их земли значились плодородными и пригодными для жизни. Полководец Де Олида направился в земли тарасков с экспедицией. Те, в свою очередь, выставили против испанцев сотни тысяч воинов. Но в критический момент вся эта огромная орда отказалась воевать. Тангашуан решил пойти на сотрудничество. Позднее это стоило ему целой державы. Все дальнейшие восстания были жестоко раздавлены.
Тараско навечно ушло в прошлое, как и его история. Но в нынешней Мексике всё ещё существуют потомки некогда великой страны. Народ, известный под именем Пурепеча, до сих пор проживает фактически на своих землях. Населяют они в основном северо-западный штат Мичоакан. С местным правительством поддерживаются дружественные отношения. У современных Пурепеча мало что осталось от древних предков, за исключением традиционной веры и мифов. Живут они как обычные мексиканцы. Многие из них исповедуют католицизм.