Русская эмиграция первой волны – массовая эмиграция деятелей культуры, военных, предпринимателей, казачества, государственных служащих, их семей. Она была вызвана ужасающей цепочкой катаклизмов, имевших место в России в начале 20-го века: Революция – Гражданская война – массовый террор. Белая армия потерпела крах в братоубийственной войне, большинство участников белого движения избрали путь изгнания. На 1 ноября 1921 года американский Красный крест оценил русскую эмиграцию в 2 млн. человек. В основном бежали в Западную Европу, тем менее, Монголия и Китай также были одними из центров русского рассеяния. Так как же сложилась судьба эмигрантов?
Многие младоэмигранты стали представителями «незамеченного поколения». «Незамеченное поколение» - термин, сформулированный прозаиком и публицистом Русского Зарубежья Владимиром Варшавским. Так он назвал себя и своих современников литераторов, голоса которых в вынужденной эмиграции не были слышны ни для туманной Родины, ни для нового, чужого мира европейских столиц. Младоэмигранты – люди, родившиеся в конце 19-го – начале 20-го века. Именно на чужбине они сформировались как литераторы, именно они стали частью русской культуры, и именно они стояли у истоков культуры Русского Зарубежья.
Париж, Прага, Берлин – города, в которые толпами набивались новоиспеченные беженцы. Рядовые беженцы трудились в качестве наемных разнорабочих вплоть до сторожей и посудомоек. Работали на машиностроительных заводах, в шахтах. Для парижанина была обыденной ситуация, когда на такси его подвозил обедневший русский генерал. Однако имелись и эмигранты, которые могли начать свою новую жизнь не с работы сторожем, а с жизни в роскошном отеле, правда, таких было единицы. В повести «Эмигранты» А. Толстой описал эти две «касты» эмигрантов: «Более чем странно одетые, с одичавшими и рассеянными глазами, они толкались по парижским улицам, как будто это была большая узловая станция, и все без исключения смахивали на сумасшедших… Русских узнавали издали по нездоровому цвету лица и особой походке человека, идущего без ясно поставленной цели». И вторая группа эмигрантов: «Но были и другие русские: эти смахивали на европейцев… их фамилии звучали внушительно в промышленных, банковских и биржевых кругах».
Младоэмигранты, конечно же, относились к первой группе (исключение составляет В. Набоков, который по уровню жизни и по известности не входит в «незамеченное поколение»). Прозаик Гайто Газданов, таксующий по ночному Парижу, поэт Борис Поплавский, нищенствующий на улицах того же города, романист Юрий Фельзен, работающий маклером, писатель Иван Болдырев, вдыхающий угольный запах шахт, и многие другие. Их имена будто так и остались незамеченными, однако без них не было бы культуры Русского Зарубежья, ими полученный и описанный опыт изгнания из Родины важен для полноценного понимания истории как таковой. Пора вспомнить о судьбах русских эмигрантов прошлого века или открыть для себя жизненный путь этих людей, которые на чужбине обрели свой творческий дар и проклятие – полное отчужденности, горечи утрат существование.
Вы можете прокомментировать эту статью и оставить свое мнение на нашем канале в Дзен. Подписывайтесь и комментируйте