Звезда над морем: российский самолёт-амфибия
27 сентября 2022, 11:20 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]
Недавно Госкорпорация Ростех выступила с предложением создать специализированную эскадрилью самолетов-амфибий Бе-200 для тушения природных и техногенных пожаров, в том числе за рубежом в рамках гуманитарных проектов. Об этом заявил генеральный директор корпорации Сергей Чемезов.
Инициатива позволит обновить парк самолетов МЧС, стимулировать заказы на экспортные поставки техники и удовлетворить заявки о помощи со стороны зарубежных партнеров.
Бе-200ПС «Альтаир» оснащён специальным поисковым и спасательным оборудованием. Экипаж состоит из 2 лётчиков, 2 наблюдателей, бортмеханика и 2 спасателей.
Кроме того, по заключенному с «ПАО Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» контракту МО РФ будет поставлено 3 таких самолета. Чем же примечателен этот самолет – амфибия?
Уникальный и не имеющий аналогов в мире самолет
Первый полет прототипа Бе-200ЧС состоялся 24 сентября 1998 г. При создании этого самолета учитывался опыт проектирования и результаты испытаний самого большого по состоянию на 2012 год реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», на котором было установлено 148 мировых рекордов.
А-40 проектировался во времена холодной войны как средство для уничтожения подводных лодок противника. На его борту размещалось три противолодочных торпеды или шесть противолодочных/противокорабельных ракет. Максимальная масса боевой нагрузки составляла 6500 кг.
Правда, заложенные в нём на этапе проектирования решения позволили получить многоцелевую машину, способную осуществлять поисково-спасательные работы, пассажирские и грузовые перевозки, тушение промышленных и лесных пожаров.
После распада Советского Союза его производство остановилось. Но разработки не пропали даром. На его основе и был спроектирован Бе-200.
Бе-200 стал первой машиной ТАНТК получившей трехканальную электродистанционную систему управления ЭДСУ-200, разработанную московским научно-производственным комплексом "Авионика". Кабину экипажа оснастили "истребительными" ручками управления, вместо традиционных штурвалов.
Подобно А-40, крылья Бе-200 получили развитую взлетно-посадочную механизацию. Была применена автоматическая система довыпуска закрылков, выдвигающая их во взлетное положение на разбеге, только на высокой скорости, когда высота брызговых струй заметно снижается. Планер самолета изготовлялся в основном из алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости, а в конструкции таких частей планера как носовые и хвостовые отсеки крыла, рули, элероны, закрылки, интерцепторы, хвостовые отсеки киля и стабилизатора, гидрощитки, поплавки широкое применение нашли различные композиционные материалы.
Специально для Бе-200, в короткие сроки украинским ЗМКБ "Прогресс" была создана и ОАО "Мотор Сич" построена специальная "морская" коррозионностойкая модификация перспективного, высокоэкономичного двигателя Д-436 - Д-436ТП.
В 2008 году производство Бе-200 перенесено с Иркутского авиационного завода на ТАНТК имени Бериева (город Таганрог). Иркутский авиазавод поставляет часть деталей для производства планеров, в частности, крыло самолёта.
Воздушный пожарник
Первоначальное назначение Бе-200 заключалось в тушении лесных пожаров. Их масштабы и наносимые ими материальные потери всегда были всегда очень огромными. Убытки, причиненные мировой экономике экстремальными погодными явлениями — наводнениями, землетрясениями, ураганами и пожарами, достигают 160 млрд долларов в год. И пожары вносят свою значительную лепту в эту цифру.
Ежегодно летом горят леса во Франции, Греции, Испании, Турции. Затем пожары начинаются в Африке, Бразилии, Аргентине, Чили, Австралии… Европарламент ежегодно выделяет 1 млрд евро на борьбу с последствиями пожаров и наводнений.
В самой России ежегодно происходит более 30 тысяч лесных пожаров, огнем охватывается в среднем 1—2 млн га.
Не удивительно, что именно в нашей стране и было создано, пожалуй, самое эффективное средство тушения таких пожаров — гидросамолет Бе-200. Он способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности и применяться для тушения пожаров. В течение одного полета Бе-200 может многократно забирать на глиссировании до 12 т воды и сбрасывать на горящую поверхность.
В 2003 году самолет Бе-200ЧС был сертифицирован Авиационным регистром МАК по нормам АП-25. В 2007-м было получено дополнение к сертификату типа, позволяющее использовать Бе-200ЧС для перевозки 43 пассажиров на маршрутах средней протяженности при базировании как на аэродромах, так и на воде. А в 2010 году самолетом был получен европейский сертификат типа (EASA).
Вот что говорил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров:
- Россия обладает уникальными компетенциями в авиастроении, которые позволяют создавать уникальные комплексы. Бе-200 – самолет-амфибия, созданный для спасения людей, живой природы, объектов инфраструктуры. Миссия этой многоцелевой машины – быть на переднем крае, помогать в самых трудных ситуациях.
А это слова генерального директора ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь:
- Российский Бе-200 – это самолет-амфибия с уникальными характеристиками и высокой эффективностью. Самолет себя зарекомендовал в ходе тушения пожаров и спасательных операций в Европе и Юго-Восточной Азии. Сегодня Бе-200ЧС - экспортно-ориентированный продукт, он вызывает большой интерес у иностранных заказчиков. Совместная работа с рядом иностранных партнеров показывает, что у нас может быть хороший потенциал для развития сотрудничества, в том числе, в вопросах поставки самолетов в интересах обновления национальных авиапарков противопожарных служб этих стран.
Директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов утверждает:
- Бе-200 идеально подходит для регионов с жарким климатом, в том числе и для работы в труднодоступной местности. Самолет отлично зарекомендовал себя в борьбе с огненной стихией не только в России, но и во многих странах мира, в том числе во Франции, Португалии, Италии, Греции, Индонезии, Израиле.
Кроме того, Бе-200 конкурентен на внешнем рынке. Дело в том, что канадская компания Bombardier еще в 1990 году прекратила производство своих "летающих лодок" CL-215. Японские самолеты-амфибии US-1A имеют узкую поисково-спасательную специализацию. Также японская ShinMaywa стоит гораздо больше Бе-200. Китайские многоцелевые самолеты-амфибии SH-5 используются только как поисково-спасательные самолеты.
Китайский самолет-амфибия AG600 Jiaolong ("Водяной дракон") имеет максимальный взлетный вес 53,5т, что, согласно утверждениям китайских СМИ, делает его самым большим современным гидросамолетом в мире. Но он пока находится в единственном экземпляре. Так что сегодня Бе-200 практически не имеет конкурентов в мире.
Всего было построено 16 таких машин. Самолет имеет шесть модификаций (поисково-спасательный, патрульный, транспортный, санитарный, пассажирский, противопожарный). Именно самолеты-амфибии Бе-200ПС, предназначенные для проведения поисково-спасательных операций, будут поставлены МО РФ.
На службе армии и флота
По утверждениям отечественных экспертов, такой самолёт способен до шести часов патрулировать в двухсотмильной зоне от берега. Для наблюдения и поиска пострадавших он оснащён специальной оптической наблюдательной станцией, включающей тепловизионный канал. С его помощью Бе-200ПС может работать даже ночью и в условиях тумана.
Самолёты Бе-200, выпущенные после 2011 года, оборудованы кабиной экипажа со специально разработанным пилотажно-навигационный комплексом ARIA-200, позволяющий экипажу из двух человек одновременно выполнять самолётовождение и решать в автоматическом режиме задачи по надежному заходу на посадку на аэродромы, оборудованные инструментальной (ILS) системой посадки по 1 и 2 категориям ICAO, по точному определению взаимного положения в группе при плохой видимости, так называемая стеклянная кабина.
На борту амфибии, которая может садиться прямо в море, есть места для 45 человек, надувная лодка и средства помощи пострадавшим. Она может перевозить грузы весом до 5 тонн в радиусе 1500 километров, на высотах до 10 тыс. метров.
На самолет могут быть установлены подвесные спасательные контейнеры КАС-150. В них загружаются различные предметы снабжения и спасательное имущество, включая лодку, надувной плот и даже одежду. Их сбрасывают в тех случаях, когда обстановка не позволяет амфибии сесть на воду из-за сильных волн.
Что еще привлекательно в этом самолете? Он оснащен и морским оборудованием. На Бе-200ПС установлен водный руль, устройства для буксировки самолета на воде, швартовочное и перегрузочное оборудование. Самолет-амфибия Бе-200 может принимать на борт плавсредства, плавучие контейнеры, на него можно устанавливать погрузочный тельфер и роликовые дорожки.
Возможно, Бе-200ПС заменит устаревшие самолеты-амфибии Бе-12, стоящие сегодня на вооружении Черноморского и Тихоокеанского флотов.
Кроме того, Минобороны РФ планирует создать амфибийные отряды морской авиации на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и в составе Каспийской флотилии. Это позволит расширить возможности боевого патрулирования, а также поисково-спасательных операций.
Как считают в МО РФ, универсальная воздушная платформа Бе-200 позволяет размещать широкий спектр спецоборудования, решать сложные военные задачи. Так, в патрульной модификации самолета для ВМФ на борту могут устанавливаться оптико-электронная система обнаружения и автоматизированные рабочие места операторов, а также командно-тактическая, радиолокационная, радиогидроакустическая, магнитометрическая системы, комплексы радиотехнической разведки и управления вооружением.
Поможет ли нам Запад?
Несмотря на такие выдающиеся характеристики, будущее Бе-200 под большим вопросом. Дело в том, что Бе-200 оснащен двигателем Д-436 производства украинского завода «Мотор Сич». В начале 2018 года Киев ввел запрет на поставку этих двигателей в РФ, после чего наш Минпромторг планировал заменить их на двигатели SaM146 российско-французского производства.
В свое время «ОДК-Сатурн» и Safran Aircraft Engines договорились о проведении модернизации, включающей в себя серьезную доработку программного обеспечения цифровой системы автоматического управления, находящейся в эксплуатации версии двигателя SaM146 c целью его интеграции с самолетом Бе-200 и дальнейшей международной сертификации ремоторизированной версии. Но такая модернизация, если и будет проводиться, то только за счет России.
Кроме того, необходимо оморячить SaM-146, т.е. изменить конструкцию двигателя, что бы он мог работать в условиях постоянной коррозии. Французы всячески поддерживают эту идею, но денег не дают.
Рассматривался также и вопрос об установке на Бе-200 авиационных двигателей фирмы Rolls-Royce. Однако их стоимость гораздо выше стоимости Д-436ТП, что автоматически повышает продажную цену самолета. Кроме того, авиадвигатель этой модификации больше весит, что вызвало бы изменение центровки самолета и вынос авиадвигателей вперед, что в свою очередь привело бы к ухудшению аэродинамических характеристик самолета.
Но вскоре все эти проекты накрылись медным тазом, поскольку в апреле 2019 года Генпрокуратура РФ запретила заменить украинские двигатели у российского самолёта-амфибии Бе-200 на моторы с деталями производства стран НАТО! Из-за чего? Из-за боязни экономических и политических санкций со стороны Запада! Вот бабушка тебе и Юрьев день!
Надежды юношей питают!
В нашем авиапроме знали о таком сценарии. Поэтому не удивительно, что было принято окончательное решение о замене украинского двигателя Д-436ТП в самолётах-амфибиях Бе-200 на российский ПД-8, который должен быть разработан в течение пяти лет, сообщил заместитель министра промышленности торговли Олег Бочаров.
И можно бы снова радоваться, но, к сожалению, такого двигателя даже в проекте нет. АО "ОДК-Авиадвигатель" предлагает мотор ПД-14 и его версию ПД-10 с уменьшенной тягой до 10-11 тс. Весьма вероятно, что на основе последнего и будет спроектирован новый отечественный ТРДД ПД-8. А может и не будет! Так что будущее Бе-200 лежит в тумане!