Аргументы Недели → История 13+

Сострадание и надежда: история Далай-Ламы в год его 87-летия

, 20:03 , Журналист

Тибетский духовный лидер Далай Лама отметил свое 87-летие 6 июля этого года открытием библиотеки и музея в индийской штаб-квартире. Его приветствовало большое число последователей, в том числе американский актер Ричард Гир, давний ученик Его Святейшества.

Сотни школьников, монахов и местных жителей молились за здоровье и жизнь Далай-Ламы рядом с его резиденцией в храме Цуглакхан. Библиотека и музей Далай-Ламы содержат артефакты, оригиналы учений лидера и книги об его жизни и борьбе за тибетскую автономию и защиту родной буддийской культуры. Премьер-министр Индии Нарендра Моди поговорил с Далай-Ламой по телефону и пожелал ему всего наилучшего в день его рождения. Это 2-ой раз, когда Моди публично подтвердил разговор с Далай-ламой с тех пор, как стал премьер-министром в 2014 году, что важно на фоне ухудшения отношений между Индией и Китаем, который не признает самопровозглашенное тибетское правительство в изгнании и обвиняет Далай-Ламу в стремлении отделить Тибет от Китая. Далай-Лама создал в городе Дхармсалу, на склоне холма, свою штаб-квартиру после того, как бежал из Тибета. Это случилось в 1959 году после неудавшегося восстания против китайского правления. Индия считает Тибет частью Китая, хотя там проживают тибетские изгнанники. Далай-Лама отрицает, что он сепаратист, и говорит, что выступает только за существенную автономию и защиту родной буддийской культуры Тибета.

Далай-Лама обладает необычной известностью. Он видный пример сострадания, мудрости и терпения для многих. Он - представитель своей осажденной страны, неустанно борющийся за автономию Тибета от Китая, писатель, учитель и оратор, популярность которого вызвала бы зависть у большинства поп-звезд. Но хотя известность Далай-Дамы выходит за традиционные рамки и делает его таким же узнаваемым, как любого президента, папу или писателя, Тензин Гьяцо, 14-й Далай-Лама, по-прежнему называет себя «простым буддийским монахом». Он тратит 80% своей плотно расписанной жизни на духовные занятия, а остальные 20% посвящает гуманитарным повесткам, религиозной терпимости и вопросам Тибета.

В детстве Тензин Гьяцо был признан воплощением Далай-Ламы — духовного и светского лидера Тибета. Тибетские буддисты верят, что каждый Далай-Лама является реинкарнацией своих предшественников, которые, в свою очередь - воплощения Авалокитешвары, или Ченрези, покровителя Тибета и Бодхисаттвы Сострадания. Бодхисаттвы — просветленные существа, сознательно решившие переродиться, чтобы помочь другим достичь просветления. Тибетские буддисты считают, что 14-й Далай-Лама является 74-м проявлением Ченрези в линии, которая началась с мальчика-брамина (брамин – это варна (класс) в индуизме), жившего при жизни Будды.

Но Далай-лама также является и важной политической фигурой для тибетцев. Он принял светскую власть, как только Китай начал осуществлять военный контроль над его страной. Менее чем через 10 лет после этого Далай -Лама был вынужден бежать из Тибета и создать правительство в изгнании в Дхарамсале, Индия. С тех пор он лишь продолжает бороться за свою страну с Китаем, выступая за ненасильственные решения религиозных и политических споров. Совсем недавно Далай-Лама, которому уже исполнилось 87 лет, оспорил попытку Китая назвать его преемника.

В этой статье мы узнаем об истории и будущем Далай-Ламы, а также об увлекательной жизни Тензина Гьяцо, 14-го Далай-Ламы.

Далай-Лама.

Вера.

Буддизм.

Наука.

История Далай-Ламы.

Далай-Лама возглавляет Гелукпа, желтую веру или секту Желтых Шляп тибетских буддистов. Желтые Шляпы, основанные в конце 14-го века, восстановили дисциплину в монашеской жизни и способствовали академической строгости. Они свели к минимуму использование магических обрядов и ввели целибат и воздержание от мяса и алкоголя. Желтые шляпы достигли преобладания в 17-м веке и помогли создать необычно большое монашеское население Тибета. До тибетского восстания 1959 года около четверти населения состояло в различных религиозных орденах.

1-ый Далай-лама Гедун Друпа родился в 1391 году. Он основал монастырь Таши Лхунпо и написал книги по философии. Гедун Друпа и его преемник Гедун Гьяцо официально были настоятелями при жизни — титул Далай-Ламы не был принят до 1570-х годов. Монгольский царь Алтан-Хан присвоил титул, означающий «Океан Мудрости», 3-ему преемнику, Сонаму Гьяцо. Тибетцы также используют имя Ргьял-ба Рин-по-че или «Драгоценный Завоеватель» для обозначения Далай-Ламы.

После череды 4-х правителей, умерших в молодости, 13-й Далай-Лама Тхуптен Гьяцо начал реформировать Тибет и восстанавливать политическую власть в начале 20-го века. Он пережил как британское, так и китайское вторжение в Тибет, некоторое время жил в изгнании в Китае, а затем в Индии. Во время китайской революции с 1911 по 1912 годы он изгнал умирающую маньчжурскую династию из своей страны. Тибет стал независимой страной и оставался таковым до 1950-х годов. 13-й Далай-Лама также укрепил вооруженные силы своей страны, ввел валюту и смягчил некоторые репрессивные аспекты монашеской жизни.

К моменту смерти 13-го Далай-ламы в 1933 году Тибет встал на путь модернизации. В следующем разделе мы узнаем, как тибетское правительство нашло своего преемника.

Далай-Лама в Истории. Хронология.

1-ый Далай-Лама, Гедун Друпа: 1391-1474 гг.

2-ой, Гедун Гьяцо: 1475-1542 гг.

3-ий, Сонам Гьяцо: 1543–1588 гг.

4-ый, Йонтен Гьяцо: 1589–1617 гг.

5-ый, Нгаванг Лобсанг Гьяцо, «Великий Пятый»: 1617–1682 гг.

6-ой, Цангьянг Гьяцо: 1682–1706 гг.

7-ой, Келсанг Гьяцо: 1708–1757 гг.

8-ой, Джамфель Гьяцо: 1758–1804 гг.

9-ый, Лунгток Гьяцо: 1805–1815 гг.

10-ый, Цултрим Гьяцо: 1816-1837 гг.

11-ый, Кедруп Гьяцо: 1838–1856 гг.

12-ый, Тринлей Гьяцо: 1856–1875 гг.

13-ый, Туптен Гьяцо: 1876–1933 гг.

14-й Далай-Лама

После смерти 13-го Далай-Ламы тибетское правительство начало поиски его реинкарнации, используя в качестве руководства различные мистические подсказки. Поскольку, как рассказывают представителя тибетского духовенства, голова забальзамированного тела Тхуптен Гьяцо вращалась, пока оно лежало в этом состоянии, поворачиваясь с юга на северо-восток, правительство подозревало, что будущий правитель будет найден в этом районе Тибета. Вскоре после этого регенту Ретингу Ринпоче было видение священного озера Лхамо Лацо, в котором отражались тибетские буквы Ах, Ка и Ма. Он истолковал «Ах» как знак Амдо, северо-восточной провинции Тибета. За видением озера регентом последовал образ одного из 3-этажных монастырей с крышей из бирюзы и золота. Недалеко от монастыря стоял крошечный дом с замысловатыми водосточными желобами.

Следуя видению регента, поисковая группа отправилась в Амдо и решила, что буква «Ка», вероятно, относится к монастырю Кумбум — строению с бирюзовой крышей и золотой крышей. Когда отряд наткнулся на дом с желобами из можжевельника, то заподозрил, что близок к своему будущему правителю. Они переоделись путешественниками и остались на ночь с семьей, чтобы понаблюдать за их 3-летним сыном Лхамо Тхондупом. Это имя, которое дали Тензину Гьцо, 14-му Далай Ламе, при рождении.

Лхамо родился 6 июля 1935 года в семье бедных фермеров из борющегося за выживание маленького города. Его младенчество было весьма обычным, но уже тогда у ребенка присутствовали некоторые красноречивые признаки его будущего пути. После рождения Лхамо его отец внезапно выздоровел после тяжелой болезни. В детстве Лхамо требовал, чтобы ему давали занимать место своего отца во главе стола и позволял только своей матери подавать ему еду во время трапез. И, возможно, самым удивительным было то, что юный Лхамо казался одержимым Лхасой, полной традиций духовной столицей Тибета. Он собирал сумки, делал вид, что путешествует верхом, и восклицал: «Я еду в Лхасу». По большей части семья Лхамо не обращала внимания на эксцентричность ребенка. Их старший сын уже был признан проявлением высокого ламы, и семья подозревала, что они достигли квоты на исключительные перевоплощения.

Когда замаскированная поисковая группа прибыла в дом семьи Лхамо, ее руководитель Кевцанг Ринпоче был уверен, что это тот самый ребенок. Лхамо сразу узнал в Кевцанге Ринпоче монаха и даже знал, из какого он монастыря. Когда, несколько дней спустя, члены поисковой группы вернулись с официальным визитом, они принесли несколько вещей Далай-Ламы 13-го вместе с набором специальных предметов-приманок, призванных проверить мальчика. Лхамо правильно идентифицировал каждый предмет, принадлежащий его предшественнику, с характерным заявлением «Это мое».

Малыша вскоре отправили в монастырь Кумбум, а затем в Лхасу, где он воссоединился со своими родителями. В 1940 году Лхамо стал духовным лидером Тибета и принял постриг послушника. Лхамо Тхондуп был теперь Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, 14-й Далай-Лама.

В следующем разделе мы узнаем, как молодой 14-й Далай-лама пришел к власти в самое тяжелое для своей страны время.

Вторжение в Тибет.

В течение следующих 10 лет Далай-Лама получил монашеское образование, направленное на получение докторской степени по буддийским исследованиям. Он изучил буддийскую философию, логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, музыку, драму, фразировку, поэзию, астрологию и синонимы.

Научное образование Далай-Ламы также дополнялось интенсивными уроками международных отношений. К концу 1940-х годов позиция Китая в отношении Тибета становилась все более агрессивной. Народно-освободительная армия вторгалась в пределы независимой страны во имя освобождения ее народа от империалистов.

В связи с надвигающейся угрозой китайских военных действий тибетцы решили, что Далай-Ламе пора взять на себя политическую власть. 17 ноября 1950 года Тензин Гьяцо был возведен на трон во дворце Норбулинка — ему было всего 16 лет. Назначив монаха и мирян премьер-министрами, он и его советники решили направить делегации в Соединенные Штаты, Великобританию и Непал, чтобы приобрести союзников в борьбе с Китаем. 4-ая делегация была отправлена в Китай, чтобы отговорить страну от вторжения.

Первые 3 делегации вернулись безуспешно — у Тибета и Далай-Ламы явно не было союзников. 4-ая делегация была принята в Китае, но вскоре была вынуждена вести односторонние переговоры с могущественной военной державой. Однажды вечером Далай-Лама слушал радио и услышал шокирующее заявление: его представители из Тибета под давлением подписали документ под названием «Соглашение из Семнадцати Пунктов». Соглашение позволило Китайской Народной Республике «освободить» Тибет.

Не в силах сопротивляться несанкционированному соглашению, Далай-Лама следующие несколько лет пытался воспрепятствовать нашествию Китая и умиротворить бойцов тибетского сопротивления, чтобы они не вступили в однобокую борьбу с агрессором. Но к 1959 году ситуация ухудшилась. Далай-Лама получил весьма зловещее приглашение от китайского генерала посетить танцевальное представление с условием, что он не приведет с собой солдат, а только невооруженную охрану. Опасаясь за безопасность своего лидера, десятки тысяч тибетцев стали собираться в Лхасе у его дворца. Консультация с оракулом посоветовала Далай-Ламе немедленно покинуть страну. В ночь на 17 марта 1959 года он переоделся солдатом, взвалил на плечо ружье и бежал с небольшим эскортом сквозь толпы своих людей.

Мучительный побег Далай-Ламы в конце концов привел его в Дхарамсалу, Индия. В следующем разделе мы узнаем о дальнейшей жизни Далай-Ламы и тибетского правительства в изгнании.

Далай-Лама в изгнании.

Далай-Лама и его спасающаяся свита собрались у реки Кийчу, присоединились к его семье Далай-Ламы и направились к границе с Индией. Индия согласилась предоставить убежище тибетскому лидеру и другим беженцам в Дхарамсале. Устроившись в своей новой штаб-квартире, Далай-Лама быстро отказался от Соглашения из Семнадцати Пунктов и создал правительство в изгнании. На его обращения в ООН в 1959, 1961 и 1965 годах были даны ответы на решения по Тибету. Далай-Лама также разработал тибетскую конституцию, обещающую демократическую свободу и излагающую правила для тибетцев, живущих в изгнании.

Он также отправился в кругосветное турне, длившееся почти полвека, чтобы распространять свое послание сострадания и повышать осведомленность мира о Тибете. В 1989 году Норвежский Нобелевский комитет присудил Далай-Ламе Нобелевскую премию мира за его гуманитарную деятельность. Хотя Далай-Лама, возможно, наиболее известен своей защитой автономного Тибета, он также пропагандирует религиозную терпимость и человеческие ценности, такие как сострадание, прощение и удовлетворенность.

Его Святейшество посетил Россию 2 раза, оба из них с неофициальными визитами в Бурятии и Калмыкии соответственно.

Хотя тибетцев больше не преследуют так как в кровавые дни Культурной Революции в Китае, политическая напряженность остается всё же высокой. В сентябре 2007 года в Китае были приняты законы, регулирующие реинкарнацию живых будд. Самое атеистическое государство в мире имеет историю проявления необычного интереса к религиозным делам: Китай известен своей борьбой с Ватиканом за право Папы назначать епископов. Но принятие Китаем Приказа Номер Пять, призывающего к «разрешению на проявление живого Будды» и запрещающего реинкарнацию в определенных областях, ясно демонстрирует попытку контролировать Тибет и влияние Далай-Ламы.

В ответ 14-й Далай-Лама предложил несколько идей, как обойти влияние Китая и лишить законной силы претензии любого будущего правителя, назначенного Китаем. Самым простым решением было бы перевоплотиться за пределами Тибета. Большинство тибетцев считают это вероятным, поскольку смысл возрождения — продолжать работать на других, что было бы невозможно под контролем Китая. Далай-Лама также может назначить преемника еще при жизни или провести референдум для тибетцев, чтобы решить, хотят ли они сохранить этот пост после его смерти. Китай осуждает эти решения как осквернение религиозной традиции.

Профессор Далай-Лама.

В 2007 году Далай-Лама принял новую для себя роль: выдающийся профессор Эморийского Университета в Атланте. И хотя Далай-Лама не будет проводить занятия в Атланте, он будет проводить ежегодные учебные поездки за границу в Дхарамсалу и будет иметь собственное студенческое удостоверение. Это назначение делает Далай-Ламу 3-им лауреатом Нобелевской Премии мира на факультете этого университета. До этого ими были президент Джимми Картера и епископ Десмонда Туту. Назначение является частью более крупного партнерства между Эморийским Университетом и Тибетом. Эмори предлагает не только курсы по буддийской философии, тибетской истории и языку, но и разрабатывает учебную программу по современным наукам для тибетских монахов.

На сегодняшний день 14-й Далай Лама продолжает свою просветительскую деятельность, посещая различные места в мире и общины. Он также остается символом мира и сострадания для многих людей по всему миру вне зависимости от их религиозных взглядов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram