Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История 13+

Мечты Сталина об океанском флоте

, 11:45 ,

Мечты Сталина об океанском флоте
В.Г. Пузырьков. И.В. Сталин на крейсере "Молотов". 1950 г.

7 сентября 1937 года, 85 лет назад, правительство СССР приняло государственную программу строительства большого (океанского ВМФ) на период 1938-1943 годов, которой не суждено было осуществиться. Но битва за её реализацию шла до самой смерти И.В. Сталина. 

Иосиф Сталин не только мечтал, но он и пытался строить военный океанский флот. Воплотить свою мечту в реальность он не смог из-за ряда объективных обстоятельств и, в частности, из-за рано начавшейся Великой Отечественной войны.

Совещание командующих флотами, проведённое в середине 1936 года под руководством Сталина, показало, что высший командный состав Военно-Морских Сил единого мышления в отношении путей развития «большого флота» не имеет и не представляет себе, каковы будут цели и характер стратегического применения ВМФ после реализации плана строительства «большого флота».

Многие морские начальники были воспитаны в духе «малой войны на море», а армейские вообще не понимали роли флота в большой политике, они не понимали политических целей руководства страны, за что и поплатились в 1937-1938 годах. А между тем события в Испании (1936) и начало агрессии Японии против Китая (1937) наглядно показали роль ВМС. Именно в это время президент США Ф.Д. Рузвельт заявил: «Пактам веры нет. Главная гарантия – это сильный флот…. Посмотрим, как выдержат японцы морское соревнование». Это высказывание было ответом на предложение Советского правительства Америке 21 июня 1937 г. заключить союз против Японии.

Ближайшие месяцы показали, что это были не пустые слова. 21 января 1938 года Конгресс США принял закон об увеличении боевого и численного состава ВМС в два раза, а 17 мая 1938 года была утверждена программа строительства «флота двух океанов», на реализацию, которой было выделено 1,1 млрд. долларов. Результат – США выиграли у Японии битву за Тихий океан.

Всё это поддерживало решимость Сталина «собрав по копеечке» построить собственный «большой флот». К началу 1938 г., когда уже не могло быть сомнений в том, что Германия из наиболее привлекательного потенциального союзника СССР, превратилась в самого опасного вероятного противника, создание мощной группировки на Балтике считалось, прежде всего «крупным политическим и военным фактором».

За 7-10 лет предполагалось увеличить суммарное водоизмещение корабельного состава ВМФ более чем в 11 раз. Предельно сжатые сроки, отведённые на строительство огромного флота, оказались абсолютно нереальными. Но, несмотря на это, И. Сталин взялся за строительство флота действительно «по-сталински».

Не все руководители флота верили в реальность планов. Но, несмотря на объективные трудности с реализацией программы кораблестроения, советское руководство во главе с И.В. Сталиным усиленно продолжало настойчиво искать пути решения этой проблемы в кратчайшие сроки. Не может быть сомнения в том, что в это время И. Сталин разными способами устранял тех, кто долгие годы выступал против «реакционной теории владения морем». Ярким свидетельством коренной перемены во взглядах на роль и место флота среди других видов вооружённых сил стала серия статей, в которых открыто провозглашалось, что ВМФ СССР не только может, но и должен применяться в качестве универсального инструмента глобальной внешней политики, что сегодня нам наглядно демонстрируют США.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 31 декабря 1938 г. была образована Военно-промышленная комиссия «с задачей мобилизации и подготовки промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения планов и заданий Комитета обороны по производству и постановке РККА и Наркомморфлота средств вооружения». В 1939 г. на базе Наркомоборонпрома было создано 4 новых наркомата: авиапромышленности, судостроения, боеприпасов и вооружения.

Реализацию планов строительств «большого флота» предполагалось начать одновременно с планом развития народного хозяйства в третьей пятилетке (1938 – 1942 гг.). Но начало Второй мировой войны коренным образом изменило стратегическую обстановку на всех морских театрах СССР. Усложнение стратегической обстановки немедленно выявили отсутствие чётких представлений относительно новых официальных взглядов на общие основы применения ВМФ.

Факты свидетельствуют о том, что И.В. Сталин не только предвидел затруднения, с которыми придётся столкнуться в ходе строительства «большого флота», но и пытался заблаговременно принять меры, чтобы не допустить задержки с реализацией своего плана. Были попытки получить в США проекты, материалы и оборудование для строительства 2-3 линкоров (1936) под предлогом помощи американским ВМС «держать в рамках японцев», но эти попытки не увенчались успехом. Обсуждался вопрос с Германией о покупке у неё (1939) 3-х тяжёлых крейсеров типа «Принц Ойген», а также комплекта проектно-технической документации на постройку кораблей этого класса….

Одновременно продолжалось ускоренное развитие собственной судостроительной промышленности. Только завод в Молотовске (Северодвинск) в 1947 году должен был обеспечить одновременную постройку четырёх линкоров, шести тяжёлых крейсеров, 34 лидеров и эсминцев, а также 10 вспомогательных судов снабжения и других вспомогательных судов. Замете, тогда о строительстве на нём подводных лодок речи не шло, этим занимались другие заводы.

Морской вопрос неизменно поднимался И. Сталиным на всех его встречах с руководством союзных государств. Так, например, требование - пересмотреть международно-правовой режим черноморских проливов, было выдвинуто им 8 февраля 1945 г., во время бесед с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем на Ялтинской конференции. Кроме того, в качестве предварительных условий вступления СССР в войну с Японией он потребовал признания прав Советского Союза на Порт-Артур, возвращения Южного Сахалина и передачи всех Курильских островов.

Как бы сегодня не критиковали личность Иосифа Виссарионовича Сталина, надо признать, что это был государственный человек, ясно видящий будущее нашей Родины. Но известно, что все мы смертны, и его преждевременная смерть в 1953 году не позволила завершить его грандиозные планы по строительству флота.

Последующие руководители государства опять отодвинули флот на второй план. И только активность двух великих Главкомов ВМФ, не стесняюсь этого выражения, позволила развиваться советскому ВМФ, не благодаря, а вопреки противодействию первых лиц государства. Деятельность Адмиралов Флота Советского Союза: Николая Герасимовича Кузнецова и Сергея Георгиевича Горшкова позволила Советскому ВМФ выйти на океанские просторы, а по мощности к концу 80-х годов прошлого столетия стать вторым флотом в мире после США. Но демократический переворот 1991 года в одночасье без боевых действий разметал всю нашу морскую мощь, о которой так пеклись предшествующие поколения. Только за пять лет ВМФ потерял три четверти корабельного состава и продолжал терять корабли каждый последующий год, не пополняясь новыми кораблями…, поэтому сегодня мы имеем то, что имеем.

Опять начинаем говорить о мощном флоте. Много хотим, но только хотим и ничего не делаем. А причина, на мой взгляд, та же, что и в 30-е годы прошлого века – И.В. Сталин хотя и утвердил программу «большого флота», но не позаботился о выработке единой концепции его боевого использования. Не создавалась и достойная инфраструктура для «большого флота». То же имеем и сегодня, даже в худшем виде – нет единой морской концепции, нет единой кораблестроительной программы… Здесь уместно напомнить слова Адмирала Флота Советского Союза, Ивана Степановича Исакова, сказанные им в 1940 году: «… Бывают всякие хотения, но не всё можно реализовать…». Надо думать, и соизмерять. Да к тому же и государственная система сегодня другая.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram