> МиГи жизни Александра Федотова - Аргументы Недели

//История 13+

МиГи жизни Александра Федотова

24 июня 2022, 11:40 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

Фото: МиГ-31

23 июня на Быковском мемориальном кладбище состоялся памятный митинг, посвященный 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова. Затем в Доме культуры г. Жуковского прошло торжественное мероприятие, посвященное этому юбилею.

На нем состоялась презентация книги историка авиации Андрея Симонова «МиГи жизни Александра Федотова», в которой собраны воспоминания о нем, а также его дневниковые записи и тексты его публичных выступлений. Издание иллюстрировано большим количеством (более 270) ранее не публиковавшихся фотографий.



Путь в небо.

Родился Саша Федотов 23 июня 1932 г. в городе Сталинград (ныне г. Волгоград) в семье рабочего. Он, как большинство в те годы в России, прожил небогатое, но счастливое детство.

В начале его отрочества, после первого класса школы, началась Великая Отечественная война. Отец ушел воевать. Саша с матерью во время сталинградской мясорубки мыкали горе по близлежащим станицам. С фронта отец не вернулся, и в 1944 году пришло сообщение, что он пал смертью храбрых при освобождении Варшавы.

В тяжелые военные и послевоенные безотцовские годы, подчас голодные, Саша, еще не успев окрепнуть физически, крепнул духовно, рос мужественным и порядочным человеком. Родителями была заложена высокая нравственность и, слава богу, в те годы народного горя вокруг находилось много людей, с которых можно было брать пример.

После освобождения Сталинграда и пленения остатков разгромленной гитлеровской армии Паулюса разрушенный город в 1943 году стал постепенно оживать, и Саша продолжил там обучение в школе, закончив в 1947 году семилетку.

Ему было в это время пятнадцать лет. Мы не знаем, кто вселил в него юношескую мечту стать летчиком. Однако с тех пор, даже еще не почувствовав полета, на всю жизнь стал подданным авиации. Поэтому неудивительно, что Саша поступил в Сталинградскую авиационную спецшколу, и в 1950 году успешно ее закончил.

В том же году он стал курсантом Армавирского военного авиационного училища летчиков, после его окончания остался там инструктором. Год от года вживался в полет. Научился преодолевать трехмерное пространство на маневренном самолете мановением руки. Копил умение управлять самолетом и учил летать других. Понял, что воздух его принял.

Хрупкая юношеская мечта осуществилась и сменилась другой. Захотелось более активно участвовать в  совершенствовании полета человека, - стать летчиком-испытателем.

Школа мужества.

Однако на пути к этой мечте было много препятствий, которые казались непреодолимыми. Необходимо было уволиться из армии, где он, как инструктор был на хорошем счету, где-то получить специальную подготовку, отличающуюся от подготовки строевого летчика или инструктора. Если все получится, как на новом месте получить жилье, устроить семью?

Да, препятствий было много и, может кто-то другой, и не решился на такие перемены, но только не Александр Федотов. Он чувствовал в себе силы необъятные, хотел летать более широко и просторно, стремился приносить пользу обществу гораздо больше, чем в училище. Кроме того он был честолюбивым человеком!

Федотов преодолел все препятствия и в начале 1958 года он был принят в школу летчиков-испытателей. Школа находилась тогда, как и сейчас, на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Михаила Михайловича Громова в городе Жуковском.

В школе, руководимой тогда широко известным и уважаемым авиаторами не только нашей страны полковником Иваном Петровичем Полуниным, Федотов прошел курс испытательных наук, преподаваемых не столько известными, сколь знающими свое мудреное  дело и умелыми специалистами инженерами и летчиками.

Под руководством многоопытного летчика-испытателя инструктора Василия Архиповича Комарова выполнил программу летной подготовки. Полетал на многих неизвестных ему ранее новых типах самолетов, познакомился с пилотированием на запредельных режимах полета, освоил теоретически и практически многие методики летных испытаний, и, показав отличные результаты учебы, строевой летчик квалификации 1-го класса Александр Васильевич Федотов выпущен из школы с желанным дипломом летчика-испытателя 3-го класса.


В ОКБ А.И. Микояна.

Новое место работы Федотову раздобывать не пришлось. Представители ОКБ А. И. Микояна наблюдали за обучающимися в школе, еще до выпуска посоветовались с В. А. Комаровым и И. П. Полуниным, остановились на трех кандидатах, поговорили с ними, заручились их согласием, а затем согласием Генерального конструктора. В результате приказом Министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева от августа 1958 года три выпускника назначены летчиками-испытателями Опытного конструкторского бюро Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича, - ОКБ, известного в мире, как МиГ. Это были Кравцов Игорь Николаевич, Остапенко Петр Максимович и Федотов Александр Васильевич.

Они приехали в ОКБ и представились Генеральному конструктору. Артем Иванович Микоян очень тепло принял выпускников, познакомил с тематикой работ, показал сборочный цех, ввел в курс их первых задач и, пообещав интересных дел, пожелал безопасных полетов. На другой день они прибыли на аэродром. Так Александр Васильевич Федотов стал летчиком-испытателем.

Испытания продолжаются.

Летно-испытательная станция ОКБ Артема Ивановича Микояна всегда была богата талантливыми инженерами-испытателями, выделившимися из состава конструкторов. Начальником летной станции был выдающийся инженер-авиатор Владимир Васильевич Пименов, умело руководивший всеми наземными работами, предшествовавшими полетам.

Научно-техническое и методическое руководство полетами находилось на плечах талантливого инженера и ученого Константина Константиновича Васильченко. Несколько забегая вперед, обратим внимание, что в дальнейшем К. К. Васильченко был востребован как заместитель главного конструктора по летным испытаниям, главным конструктором серьезного самолета, начальником Летно-исследовательского института и удостоен званий доктора технических наук, профессора и лауреата Ленинской премии. В таком солидном окружении и начал работать Александр Федотов. И он отлично вписался в это окружение.

Уже в конце того же 1958 года вышла подписанная А. И. Микояном первая характеристика на него:

- За время работы на заводе успешно закончил программу ввода в строй на современных самолетах-истребителях и провел несколько работ по испытаниям самолетов и оборудования. Все задания выполнял добросовестно и качественно. В полетах принимает правильные решения. На земле детально анализирует полеты и тщательно готовится к предстоящим полетам. 3-му классу летчика-испытателя соответствует.

Генеральный конструктор А. Микоян.

Секретарь парткома А.Т. Карев.

В начале своей летно-испытательной деятельности Федотов не только хорошо владел пилотированием различных самолетов, но обладал и довольно солидной теоретической подготовкой в области полета самолета. Однако он справедливо считал, что  для новой работы этого недостаточно, и без отрыва от основной работы поступил  учиться на самолетостроительный факультет в МАИ.

Он дерзко, осмысленно вторгся в новую профессию и быстро завоевал в среде конструкторов признание мастера. Было почти сразу понятно, что ему для испытаний можно доверить создаваемый новый самолет в надежде получить строгую, грамотную, справедливую оценку, излишне не беспокоясь за его сохранность.

Летчики-испытатели свои и соседские, строгие, иногда даже чрезвычайно придирчивые к новичкам, вскоре признали его за своего.

Федотов проводит летные испытания различных модификаций новых самолетов и летные исследования в интересах решения проблем, возникающих в процессе работы ОКБ.

В 1960 году он поднимает в воздух и испытывает экспериментальный самолет Е-150, созданный для исследований, необходимых при разработке нового поколения высотных и скоростных перехватчиков.

В 1962 году старшего летчика ОКБ Г. К. Мосолова в испытательном полете постигла авария с многочисленными тяжелыми травмами. Выкарабкавшись в жизнь с помощью врачей и своего мужества, летную работу, однако, Г. К. Мосолов вынужден был прекратить по состоянию здоровья.

На смену Георгию Константиновичу генеральный конструктор А. И. Микоян назначил старшим летчиком-испытателем ОКБ Александра Васильевича Федотова.

В 1965 году Федотов заканчивает самолетостроительный факультет МАИ и становится дипломированным инженером.

В течение десятилетий Александр Васильевич на летной станции ОКБ испытывал новые опытные и модифицированные истребители, проводил сложные летные испытания и исследования по самым животрепещущим авиационным проблемам страны. Федотов пролетал на летных испытаниях 26 лет, из которых 22 года был старшим летчиком-испытателем.

Александр Васильевич в процессе своей работы установил 18 мировых рекордов скорости и высоты из которых 3 абсолютных. Абсолютный мировой рекорд высоты полета, достигнутой при взлете с земли, установленный им 31 августа 1977 года на самолете МиГ-25, фантастичен, составляет 37 650 метров, и до сих пор никем и нигде не побит.

Несмотря на необычайную сложность проводимых летных испытаний и исследований, Федотов редко ставил себя и самолет в чрезвычайные условия, а при попадании в таковые всегда сохранял хладнокровие и мастерство, находил верное решение и сохранял самолет. За мужество и героизм, проявленные при проведении летных испытаний в июле 1966 г. был удостоен звания Героя Советского Союза, а за выдающиеся творческие заслуги в деле испытания современных самолетов в феврале 1969 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

Страна и общество высоко оценили деятельность Федотова. Он был Героем Советского Союза, лауреатом Ленинской премии, заслуженным летчиком-испытателем страны, кавалером многих правительственных орденов. Был удостоен золотой медали международной авиационной федерации ФАИ, трех медалей де Лаво за установление рекордов полета.


Идеальных людей не бывает.

Александр Федотов не был идеальным человеком. Он мог сорваться, психануть, выругаться, настоять на своем мнении, даже когда он был неправ. Вот что вспоминал Борис Орлов, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- Испытателем Федотов был выдающимся. Мало сказать, что он хорошо делал все, положенное летчику-испытателю КБ: делал он все блестяще и, главное, обладал редким даром анализа и предвидения, позволяющим ему ухватывать главное звено в цепи, составленной из явлений, характеризующих поведение самолета. Но работать с ним было непросто, случались у нас размолвки и даже ссоры.

Говорю об этом не потому, что хочу поведать о всех сторонах наших с ним взаимоотношений, а для того, чтобы в дальнейшем показать, как он мог по-доброму относиться к товарищам, несмотря на размолвки и даже ссоры.

В 1977 г. разругались мы с Федотовым вдребезги. Он посчитал мои действия в одной сложной ситуации неправильными, даже могущими привести к происшествию, я же не без основания, т. к. находился в момент инцидента в таком положении, что мог видеть происходящее лучше его, считал, что мое решение было единственно возможным для предотвращения столкновения.

Саша «завелся», повысил тон, мне это, как и большинству людей, не считающих себя виноватыми, не нравится, и дело кончилось обоюдным криком. Ни я потом не стал каяться, ни он, по своему обыкновению, не мог признать своей неправоты, и остались мы каждый при своем мнении…

Наступили нелегкие для меня дни. По-прежнему по утрам Федотов здоровался со мной, как и со всеми, за руку (у него было очень хорошее рукопожатие, крепкое, мужское, не то, что иные суют тебе вялую ладонь), и больше не смотрел в мою сторону, как будто бы меня нет в летной комнате…

Надо сказать, что никаких «зажимов» по работе я от него не имел, летал по-прежнему на все задания, что соответствовали моей подготовке и опыту, но атмосфера была тягостной. Стал я подумывать о переводе в ЛИИ или на другую фирму, но жаль было расставаться с людьми, ставшими мне близкими, да и работа нравилась по-прежнему. Так прошло почти два года. Понемногу отношения с Федотовым стали налаживаться, но до хороших им было далеко

Много лет прошло, давно нет «Федота», как мы его называли между собой, но, сколько буду жить, столько буду его помнить. Кажутся мне мелкими, не достойными памяти наши стычки и ссоры, а вот хорошее, что он мне дал, то, что помогло моему становлению как летчика-испытателя, то, как в трудное время он мне поверил и помог, никогда не забудется.

Летчики не умирают, они уносятся в небо.

Александр Федотов погиб в 4 апреля 1984 г. при испытании истребителя-перехватчика МиГ-31. В тот апрельский день он отправился в полет со штурманом-оператором Валерием Зайцевым. Задание, в общем-то, казалось несложным. Но Федотов всегда руководствовался правилом: в авиации простых полетов не бывает. Поэтому и старался делить со своими товарищами поровну: и риск и славу.

Вскоре после взлета выполнение программы пришлось прекратить. Федотов взлетел, набрал высоту и через несколько минут доложил, что на борту неисправность и он прекращает задание. По записи КЗА выяснилось, что сработала сигнализация выработки одного из фюзеляжных баков, обязанная сработать при общем остатке топлива чуть более 5-ти тонн, а она загорелась при 12-ти…

Выйдя на точку на высоте примерно 3 км, Александр сказал, что пройдет над полосой на 1000 м и попросил, чтобы с земли посмотрели, нет ли следа вытекающего керосина. Он снизился для прохода, но тут же быстро сказал, что выполнит вираж и сходу будет садиться. Запись КЗА показала, что в этот момент сработала сигнализация выработки всех баков, в том числе и сигнализация аварийного остатка.

Очевидно, в полной уверенности, что топливо из самолета вытекает и что показания расходомера о наличии большого остатка не соответствуют действительности, Федотов энергично ввел машину в разворот на посадочный курс, чтобы успеть приземлиться до остановки двигателей.

Но на развороте самолет свалился. На долю секунды Федотов дрогнул, чуть отклонил ручку против крена, но тут же сделал то, что мог сделать только летчик его класса и с его опытом: отклонил ручку по вращению самолета и дал ногу против вращения, чем сразу же вывел самолет из сваливания.

Увы, эти действия были уже бесполезными: самолет оказался в крутом пикировании, выйти из которого не мог из-за малой высоты. Экипаж привел в действие систему катапультирования, кресло Зайцева вышло из самолета, но скорость снижения была такова, что летчик ударился о землю, будучи еще пристегнутым к сидению, а кресло Федотова, должное сработать вторым, начало свое движение по направляющим, и тут самолет столкнулся с землей…

Погиб Александр Васильевич в расцвете сил — ему было всего 52 года. Похоронен он на кладбище лётчиков в Жуковском. Его скромный бюст находится недалеко от входа на кладбище. И все, кто приходит сюда, проходят мимо него — возможно, даже не подозревая, что этот памятник поставлен одному из самых ярких в мире лётчиков-испытателей.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.