Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История 13+

Ан-225 - советская «Мечта»: он оставался до недавнего времени самым большим и грузоподъёмным самолётом в мире

, 11:56 , Внештатный корреспондент

Ан-225 - советская «Мечта»: он оставался до недавнего времени самым большим и грузоподъёмным самолётом в мире
Фото: транспортный самолет «Мечта»

В конце мая этого года обломки самого большого транспортного самолета в мире Ан-225 "Мрия" отправили с аэродрома «Гостомель», что под Киевом на утилизацию. Так печально кончилась жизнь воздушного гиганта, не имевшего аналогов в мире.

Среди огромного количества самолетов существуют поистине уникальные конструкции, созданные для осуществления ряда специальных задач. Они разрабатывались с целью проверки необычных конструкторских решений, но так и не пошли в серийное производство. Одним из таких стал воздушный гигант -  самолет Ан-225 «Мрия» («Мечта»).
 
От мечты до ее реализации.

Одной из причин постройки Ан-225 была необходимость перевозки различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска в рамках создания советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия-Буран». Она должна была стать ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл».

Фото: В. Путин, П. Балабуев и Е. Шапошников у самолета
Фото: В. Путин, П. Балабуев и Е. Шапошников у самолета

Также на этом самолете планировалась доставка космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах в Багерово в Крыму и «Восточный» в Приморье, а также ещё на 14 запасных местах посадки. Вы не поверите,  в том числе вне территории СССР, в частности, на Кубе и даже в Ливии!!!

Ан-225 был разработан в АНТК им. О.К. Антонова, которым в то время руководил генеральный конструктор Петр Балабуев. 

Главным конструктором стал В.И. Толмачёв. А самолет был построен и собран в единственном экземпляре на Киевском механическом заводе.

Для убыстрения создания самолета в основу конструкции был взят другой советский тяжеловес Ан-124 «Руслан». По ряду характеристик эти два самолета ничем не отличаются друг от друга. Это и помогло построить Ан-225 в сравнительно короткие сроки.

Ан-225 создавал в прямом смысле весь Советский Союз. Двигатели изготовлялись на Запорожском моторостроительном заводе, многие части фюзеляжа делались в Ульяновске, производством крыльев и центроплана самолета занимались в Ташкенте, а детали для управления Ан-225 изготовлялись в Москве, шасси - в Нижнем Новгороде, а покраску самолета осуществляли рабочие из Воронежа.

На всех заводах, участвующих в кооперации и поставляющих комплектующие, шла очень тяжёлая, напряжённая работа, так как сроки были очень жёсткие.

Первый полёт Ан-225 был совершён 21 декабря 1988 года. В создании, постройке, лётных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч учёных, конструкторов, инженеров, военных, лётчиков, рабочих и других специалистов СССР. И теперь, когда говорят, что этот самолет разработан на Украине, то это прямая ложь и подтасовка фактов! 

Фото: Виктор Толмачёв
Фото: Виктор Толмачёв

Тем не менее и здесь находилось место юмору. Строители порой шутили, расшифровывая название самолета. «Мрия»: это Миша, Рая и я. Под этими именами подразумевались последний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, его жена Раиса и все остальные рабочие, инженеры и технологи, принимавшие участие в реализации проекта.
    
Если жизнь после смерти?

К сожалению, свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года, а вся программа была закрыта в 1993 г.

Дело в том, что этот проект оказался неподъемным для экономики СССР. По разным сведениям, программа «Энергия» — «Буран» обошлась бюджету в 14 миллиардов рублей (не считая еще 400 миллионов на постройку «Бурана» и сам запуск), что составляло примерно два триллиона по курсу 2019 года.

Единственный летавший в космос «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с ракетой-носителем «Энергия».

Фото: "Мрия" и "Буран"
Фото: "Мрия" и "Буран"

А что же «Мечта»? Единственный Ан-225 продолжал до своей гибели летать. На его счету было свыше 200 удачных транспортировок крупногабаритных грузов. Этот воздушный исполин являлся собственностью авиакомпании «Авиалинии Антонова» и  считался воздушным транспортным средством №1 в мире, позволяющим перевозить грузы весом до 250 тонн.

На счету Ан-225 было более 200 мировых рекордов. Например, перевозка мощного генератора весом более 180 тонн из Франкфурта в Ереван. В 2010 году этим самолетом был перевезен самый длинный в истории груз – 2 лопасти ветряка по 42 метра в длину.

Правда, полеты «Мечты» не обходились по-прежнему без скандалов. При визите в Австралию местные газеты назвали Ан-225 «Русским самолетом»! Представители украинских властей очень возмутились и потребовали опровергнуть эту информацию. Журналисты пошли им навстречу и исправили название самолета с русского на советский!!!

Несмотря на то, что «Мрия» была построена уже достаточно давно, до сих пор никому не удалось создать аналогичный самолет. На сегодняшний день лишь два воздушных судна могли посоперничать с Ан-225. Это A3ХХ-100F компании Аэробус и Боинг-747, но их грузоподъемность сравнительно уступает и составляет 150 тонн.

Были и другие варианты использования Ан-225, например, в Многоцелевой авиационно-космической системе (МАКС), которая должна была состоять из этого самолета и орбитального космического корабля-ракетоплана.

Фото: МТКС МАКС
Фото: МТКС МАКС

Важным преимуществом такой системы воздушного старта являлось отсутствие необходимости в космодроме. МАКС должен был базироваться на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для нее средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса и вписывается, в основном, в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами».

К преимуществам проекта МАКС можно было также отнести большую экологическую чистоту за счёт применения менее токсичного топлива в разработанном многорежимном трёхкомпонентном двигателе РД-701 керосин (водород+кислород). К сожалению, этот проект, не будет осуществлен!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram