Аргументы Недели → История 13+

О том, как при Петре ввели «церковные доносы»

, 06:25 , Журналист Источник: kommersant.ru

Когда человек приходит к священнику на исповедь, у него, как правило, есть своя интересная и даже трагическая история. Исповедь как раз в том и заключается, чтобы рассказать всё, что скрываешь, и что лежит на душе. Иными словами – признаться батюшке во всех своих грехах и попросить прощения. В нынешнее время разговор со священником не всегда может вылиться в проблемы с законом. Но во времена старые это часто случалось. При Петре I, например, был даже специальный закон, благодаря которому фактически отменялась тайна исповеди. Это означало то, что если исповедующийся замышляет что-то недоброе, он может спокойно оказаться в тюрьме из-за вовремя сообщившего обо всём властям батюшки.

«Прибавления к духовному регламенту», исправленные по указаниям государя Петра, были напечатаны в июне 1722 года. О том же самом говорилось и в указе Священного Синода, появившимся немногим ранее по воле самодержца. В обоих документах усиленно подчёркивалось, что духовники обязаны доносить лишь о задуманных преступлениях, ставших известными им на исповеди. Если дело касалось заговора против власти – донос должен был следовать незамедлительно. Указ Синода был напечатан ещё 15 мая 1722 года, и вскоре его начали отправлять во все епархии. А «Прибавления» появились уже месяц спустя. Но это ещё было далеко не всё. При Петре решили узаконить и сами исповеди, за которыми вёлся жёсткий и суровый контроль.

16 июля 1722 года последовал совместный указ Синода и Сената, подтверждающий прежнее требование к православным быть на исповеди не менее раза в год. Для уклонистов вводились жёсткие карательные санкции. Их признавали раскольниками. Подати с них в таком случае удваивались. Более того, за неявку на исповедь назначались серьёзные штрафы. Рубль приходилось платить за первый год, 2 рубля – за второй, а за третий уже 3 рубля. По тем временам это были значительные суммы. За уклонение от штрафа можно было «заработать» себе галеры, женщины же отправлялись на прядильный двор. От священников требовалось вести исповедные книги и делать записи о прихожанах.

Все эти нововведения напоминали профессиональный доносный аппарат. Одновременно началась отладка механизма передачи злоумышляющих в два ведомства, отвечавших за безопасность страны – в Тайную канцелярию и Преображенский приказ. Как отмечали историки, притоку доносов в эти учреждения помогали очень солидные вознаграждения. Сумма таких награждений колебалась в пределах 5-30 рублей и зависела от важности доноса. После смерти государя Петра отмена тайны исповеди сохранялась. Чины Тайной Канцелярии не желали, чтобы эта «функция» пропадала, так как она нередко помогала им осуществлять свою работу.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram