Аргументы Недели → История № 45(789) 17–23 ноября 2021 г. 13+

Героев-панфиловцев было больше

, 20:15

Восемьдесят лет назад, 16 ноября 1941 года, произошёл бой у разъезда Дубосеково (в 9 км к юго-востоку от Волоколамска), позднее вошедший в историю как подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев. Подвиг этот, безусловно, имел место, но вот число гвардейцев было значительно приуменьшено.

Бойцы 316-й стрелковой (впоследствии 8‑й гвардейской) дивизии генерал-майора И.В. Панфилова действительно приняли бой с немецкими танками 16 ноября, накануне их решающего броска на Москву.

Согласно официальной версии, панфиловцы под командованием младшего политрука Василия Клочкова сумели уничтожить 18 танков противника и задержать продвижение гитлеровских войск под Москвой. Считается, что все 28 воинов погибли.

Однако в 1990 году военный прокурор А.Ф. Катусев обнародовал материалы следствия и суда над одним из участников того памятного боя Иваном Добробабиным, который был контужен, попал в плен и потом служил в немецкой вспомогательной полиции. Этот человек в ноябре 1947 года был арестован, и также было установлено, что кроме сержанта Добробабина остались в живых ещё несколько человек из списка погибших. Это вызвало необходимость проверки и самих обстоятельств боя у разъезда Дубосеково. А это, в свою очередь, помогло прояснить как подлинную картину схватки героев с фашистскими танками, так и обстоятельства рождения легенды.

Заметка «Гвардейцы-панфиловцы в боях за Москву», опубликованная 27 ноября 1941 года, принадлежит корреспонденту газеты «Красная Звезда» В.И. Коротееву. Эта публикация легла в основу большой передовой статьи «Завещание 28 павших героев», написанной литературным секретарём редакции А.Ю. Кривицким. Затем, уже 22 января 1942 года, на страницах газеты появился его же очерк «О 28 павших героях», где все они впервые перечислялись поимённо.

Но, по данным Главной военной прокуратуры, история 28 панфиловцев является литературным вымыслом Коротеева и Кривицкого.

В.И. Коротеев потом рассказал следователю следующее. Примерно 23–24 ноября 1941 года он вместе с военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Чернышёвым был в штабе 16‑й армии. При выходе из штаба армии они встретили комиссара 8-й гвардейской (Панфиловской) дивизии Егорова, который «привёл пример геройского боя одной роты с немецкими танками». По свидетельству В.И. Коротеева, речь шла «о бое пятой роты с танками противника, а не о бое 28 панфиловцев». И именно Егоров порекомендовал журналистам написать в газете «о героическом бое роты с танками».

В.И. Коротеев потом объяснил, как появилось сакраментальное число 28:

«По приезде я доложил редактору Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30–40. 28 ноября в «Красной Звезде» была написана передовая «Завещание 28 павших героев». Я не знал, что готовилась передовая».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года всем 28 гвардейцам, перечисленным в статье А.Ю. Кривицкого (в том числе и выжившему предателю Добробабину), были посмертно присвоены звания Героев Советского Союза.

Получается, что цифра 28 вымышлена, так как в роте было больше людей. С другой стороны, вся эта история, без сомнения, стала одним из самых обсуждаемых эпизодов Великой Отечественной войны. Подвиг 28 героев-панфиловцев сыграл исключительную и положительную пропагандистскую роль. И сколько бы ни велись теперь споры вокруг публикаций Коротеева и Кривицкого, поставить под сомнение сам факт подвига бойцов-панфиловцев в бою у Волоколамска никак нельзя.

Книги Сергея НЕЧАЕВА можно приобрести в издательстве «АН». Тел.: 8(495) 980-45-60, 8(958) 636-51-80

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram