Реальный Иисус сильно отличался от канонического?
7 апреля 2021, 11:33 [ «Аргументы Недели» ]
Россияне неожиданно заинтересовались Библией. Ещё в 2010 г. опрос ВЦИОМ показал, что около половины страны читали Священное Писание (хотя бы отдельные главы), а в 1993 г. таких было менее трети.
За последнее десятилетие общенациональных опросов не проводилось, но растущий интерес к библейской тематике неоднократно отмечали книгоиздатели. Причём сам по себе текст Нового Завета мало кому даётся: люди покупают книги, где эксперт помогает разобраться, что в евангельских историях заслуживает доверия и внимания, а что просто древние сказки. Церковь такой подход осуждает, для неё Библия священна и неделима вся до последней буквы. Но палитра религиозных взглядов в России сегодня необыкновенно широка: многие верующие не относят себя к какой-либо конфессии, а некоторые и вовсе не верят в Бога, причисляя себя к христианам. В любом случае интерес к истории Христа – сам по себе признак духовных исканий. А тяга к библеистике в России проснулась на фоне её падения в Европе, где больше трети британцев считают Гарри Поттера библейским персонажем.
Хотя о содержании Евангелий спорят две тысячи лет, наукообразие пришло к библеистике сравнительно недавно. В конце XVIII века Вольтер дерзко предположил, что Иисус был незначительным персонажем, поскольку упоминаний о нём в источниках его времени очень мало. Похоже, Вольтеру не приходило в голову, что источники были подчищены веками христианской цензуры. Зачем? Вероятно, из-за расхождений с официальной евангельской историей.
Весь XX век библеистика пыталась решить проблему источников. То есть определить какие-то бесспорные вещи. Сегодня пять важнейших библейских каталогов фиксируют любую находку в области археологии, истории, географии, древних языков, теологии, экзегезы, патристики, культурологического и социологического анализов. Но фундамент дисциплины всё равно «гуляет».
Почти все исследователи согласны, что реальный Иисус сильно отличался от канонического, а единого стройного христианского учения никогда не существовало. Среди библеистов уважается парадоксальное правило: достоверность любого события в Писании тем больше, чем меньше в нём теологического смысла. Если мы видим старания авторов Библии привести выбивающийся из общего ряда факт в соответствие с христианской теологией, значит, этот факт был настолько хорошо известен в их эпоху, что отрицать или игнорировать его невозможно. Например, распятие воспринималось как позорная казнь, а к крестам людей прибивали в самых комических и унизительных позах. И если бы историю Иисуса целиком выдумали, то и умертвили бы героя более величественно.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».