Аргументы Недели → История 13+

22 марта 1943 года украинские каратели и эсэсовцы - немцы сожгли деревню Хатынь и 149 её жителей

, 09:46 , Специальный корреспондент

В этот мартовский день в 1943 году каратели 118-го специального украинского полицейского батальона и около ста эсэсовцев - немцев согнали в сарай 149 мирных жителей белорусской деревни Хатынь, половина из которых были дети, и сожгли их заживо. Всех, кто пытался вырваться из огня – расстреливали. Интересно, будут ли украинские националисты отмечать эту скорбную для русских и белорусов дату, как свою перемогу над москалями?

118-ый специальный батальон был сформирован в Киеве, в 1942 году. В основном в него вступали добровольцы из украинских националистов, жителей западных земель. Члены батальона проходили подготовку на территории Германии, принимали присягу на верность рейху и Гитлеру и носили немецкую униформу. Поначалу, бойцы этого карательного подразделения привлекались к массовым убийствам евреев в Бабьем яру близ Киева. По некоторым оценкам, там было уничтожено более 200 тыс. человек. В декабре 1942 года 118-ой украинский спецбатальон был направлен в Белоруссию для проведения карательных акций.

Командирами карательных подразделений, формируемых из украинцев, назначали немецких офицеров. Кроме того, к батальонам и ротам приставлялись шефы из чинов «СС». Так, шефом 118-го украинского полицейского батальона был штурмбанфюрер Эрих Кернер, его ближайшим подручным назначили бывшего старшего лейтенанта РККА - украинца, сдавшегося нацистам в плен и перешедшего на сторону немцев. Шефом одной из рот этого батальона был гауптман Ганс Вельке, любимец Гитлера, чемпион Олимпийских игр 36-го года.

118-тый батальон отметился зверствами не только в Хатыни. В том же году 13 мая Григорий Васюра руководил карательными действиями против партизан в районе села Дальковичи. 27 мая батальон расстрелял в селе Осови 78 мирных жителей. Затем он участвовал в карательной операции под кодовым названием «Коттбус», которая охватила Минскую и Витебскую области. 118-тый спецбатальон отметился в массовых убийствах жителей сел: Вилейки, Маковье и Уборок. Его бойцы расстреляли 50 евреев близ населённого пункта Каминская Слобода. За рвение по службе Васюре было присвоено звание лейтенанта вермахта и вручены две медали. После кровавых акций в Белоруссии он был переведен во Францию, в 76-ой пехотный полк, где служил до конца войны.

22 марта 1943 года украинские каратели и эсэсовцы - немцы сожгли деревню Хатынь и 149 её жителей

Правда об участии украинских добровольцев в кровавых карательных акциях в свое время тщательно скрывалась по требованию ЦК КПСС и украинского ЦК КП. Она стала широко известна только в годы перестройки. Вернемся к событиям 22 марта 1943 года в деревне Хатынь.

Утром этого дня партизаны из отряда «Мститель» обстреляли легковую машину, в которой ехал шеф одной из рот 118-го батальона охранной полиции - гауптман Ганс Вельке. В засаде, устроенной на пересечении дорог Плещеницы - Логойск и Козыри – Хатынь, погиб Вельке и несколько украинских карателей. Партизаны после выполнения своей задачи отошли в лес.

Затем 118-тый украинский спецбатальон и сто солдат из подразделения «СС» под командой штурмбанфюрера Оскара Дирлевангера приступили к прочесыванию местности. Вдоль дороги из Логойска немцы провели поиск и наткнулись на ни в чем не повинных лесорубов – местных жителей. Практически на месте каратели расстреляли 22 человека без особых разбирательств. Далее немцы и украинцы ворвались в деревню Хатынь и устроили там расправу над мирным населением, уничтожив всех до одного.

22 марта 1943 года украинские каратели и эсэсовцы - немцы сожгли деревню Хатынь и 149 её жителей

Боец 118-го батальона Остап Кнапа сообщил суду в своих показаниях: «После того, как мы окружили деревню, через переводчика Луковича по цепочке пришло распоряжение выводить из домов людей и конвоировать их на окраину села к сараю. Выполняли эту работу и эсэсовцы, и наши полицейские. Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк.

Поджигали крышу сарая, а также солому Лукович и какой-то немец. Через несколько минут под напором людей дверь рухнула, они стали выбегать из сарая. Прозвучала команда – огонь. Стреляли все, кто был в оцеплении и наши, и эсэсовцы. Стрелял по сараю и я».

Из уст этого же карателя стало известно: «Кроме нашего батальона, в Хатыни было около 100 эсэсовцев, которые приехали из Логойска на крытых машинах и мотоциклах. Они вместе с полицейскими поджигали дома и надворные постройки».

Другой украинский доброволец Тимофей Топчий показал: «Тут же стояло 6 или 7 крытых машин и несколько мотоциклов. Потом мне сказали, что это эсэсовцы из батальона Дирлевангера. Было их около роты. Когда вышли к Хатыни, увидели, что из деревни убегают какие-то люди. Нашему пулеметному расчету дали команду стрелять по убегавшим. Первый номер расчета Щербань открыл огонь, но прицел был поставлен неправильно и пули не настигали беглецов. Мелешко оттолкнул его в сторону и сам лег за пулемет...».

22 марта 1943 года украинские каратели и эсэсовцы - немцы сожгли деревню Хатынь и 149 её жителей

Еще один украинский коллаборационист - доброволец Иван Петричук сообщил суду: «Мой пост был метрах в 50 от сарая, который охранял наш взвод и немцы с автоматами. Я хорошо видел, как из огня выбежал мальчик лет шести, одежда на нем пылала. Он сделал всего несколько шагов и упал, сраженный пулей. Стрелял в него кто-то из офицеров, которые большой группой стояли в той стороне. Может, это был Кернер, а может, и Васюра. Не знаю, много ли было в сарае детей. Когда мы уходили из деревни, он уже догорал, живых людей в нем не было - дымились только обгоревшие трупы, большие и маленькие... . Помню, что из Хатыни в батальон привели 15 коров».

Эта деревня была сожжена полностью, все до одного жители – уничтожены. О чем было указано в немецком отчете о проведении данной карательной акции. Погибли 149 взрослых и детей, все они установлены поименно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram