В этот день в 1799 году Суворов узнал о разгроме корпуса Римского-Корсакова
28 сентября 2020, 17:38 [«Аргументы Недели», Александр Шарковский ]
После занятия Муттенталя Суворов постановил дать войскам небольшую передышку. К тому же необходимо было дождаться прибытия всех войск, растянувшихся на многие километры горного пути. Утром 17 сентября он отправил в Гларис сотню донских казаков во главе с полковником Сычовым для установления связи с австрийцами. К его великому удивлению выяснилось, что Гларис занят французами, а о поддержке союзников можно было и не мечтать. Более того Александр Васильевич узнал, что под Цюрихом Массена наголову разбил объединенное русско-австрийское войско. Идти на соединение с ним уже не было никакого смысла.
Корсаков с остатками своего корпуса отошел к Шафхаузену. Австрийские корпуса Гоце и Елачича, понеся большие потери, отступили к Валленштадту. В Гларис вошла французская дивизия генерала Газана, усиленная бригадой генерала Молитора. Массена ускоренным маршем вывел свою армию к Швицу. С тыла обратный путь в Италию закрывал Лекуб. Армия Суворова оказалась в полном окружении, да еще и в сложнейшей обстановке, в непривычных для русских солдат горных условиях, да еще и в период межсезонья, характеризующийся плохой погодой.
Выжидать долго было невозможно. Если Масена начал бы наступление из Швица, катастрофа стала бы неизбежной. К тому же состояние русских войск было плачевное. Солдаты одеты были в рванье и очень потрепанную обувь, которая разваливалась на части. Не было ни боеприпасов, ни провианта. Русские традиционно не грабили (в отличие от французов) местное население, а швейцарцы, пользуясь моментом наживались на беде суворовских солдат. Офицеры на свои деньги покупали хлеб и другие продукты у местных крестьян, а те заламывали баснословные цены. Великий князь Константин Павлович, участвовавший в этом походе, покупал хлеб для своих солдат за золото. По традиции русского воинства и согласно полевому уставу, введённому Петром Великим, Александр Суворов решил собрать военный совет, на который пригласил всех генералов и офицеров не исполнявших срочных обязанностей по службе войск. Каждому из присутствующих на таких советах дается право высказать свое мнение. Великий полководец хотел заручиться поддержкой своих товарищей в решении - прорываться из окружения и не опозорить честь русских знамен и русского оружия.
Тем временем, русская армия постепенно подтягивалась к Муттенталю, на полный сбор войск понадобилось более двух суток. Столь труден был этот переход.