История человечества такова, что с самых древних времен полна сообщениями о войнах, набегах, осадах, пленениях, невольничьих рынках… Совершенно естественно, что народы, населявшие «соблазнительные» для захватчиков территории, с доисторических времён возводили фортификационные сооружения (оборонительные), за стенами которых мирное население могло укрыться во время нашествия неприятеля, очень интересная работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-05-00679\19 Вязковой О.Е. и Дубровиным К.А.
Расположение крепостных сооружений фортификационного назначения обычно отвечает одному из трех принципов –
1. Островному (Выборг, Корела, Тиверcк, Орешек, Остров, Петропавловская);
2. Мысовому (Старая Ладога, Ниеншанц, Псков, Изборск, Ивангород, Копорье);
3. Фронтальному (Маяцкое, Танаис).
Время, само по себе, ничего не разрушает, а вот процессы, развивающиеся в исторических и природно-археологических системах в течении исторических эпох, нарушают первоначальный облик сооружений до состояния, когда остается порой только догадываться, каким же оно было исходно. До нашего времени сохранились далеко не все даже средневековые крепости, что же говорить о городищах более древних времён.
Не обошел этой участи и наш известный курорт «Красная поляна» вот схема расположения Ачипсинского (Лаурского) городища.
Добавим немножко занудной геологии, и вот картина маслом.
Ачипсинское городище это архитектурноархеологический памятник VI–X вв. н. э. Находится в пределах горного кластера объектов Сочинской олимпиады. Расположено на относительно ровной поверхности мыса, образованного впадением в р. Мзымту её правого притока – р. Ачипсе (р. Лауры). От оборонительных стен крепости остались лишь фрагменты с северозападной (напольной) и юго-западной (приступной) стороны.
Копорская крепость
Крепость построена около 1237 года из ордовикских известняков, которые одновременно слагают её основание. Таким образом, мы имеем уникальную систему, в которой и сооружение, и геологическая среда имеют одинаковый состав и свойства.
А вот воспоминание о Никольском соборе в г. Калязине (Тверская область).
Колокольня наводит на размышления об одиночестве и прошлом страны. 75 метровая колокольня была построена в 1800 году при Никольском соборе Николо-Жабенского монастыря. Имела пять ярусов и двенадцать колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов (что равно семнадцати тоннам) был отлит в 1895 году в честь восшествия на престол Николая II.
После революции монастырь закрыли, колокола сбросили и разбили. Самый большой колокол доставил больше всего хлопот. Многочисленные попытки расколоть его заканчивались неудачей. Пришлось прибегнуть к помощи динамита.
В конце 1930х годов, при строительстве Углического водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления. Собор разобрали, а башню оставили как маяк.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь, к сожалению подвержен влиянию карстово-суффозионным процессам.
На фотографии справа хорошо видны карстово-суффозионные воронки возле западной монастырской стены
Под карстом понимают процесс растворения или выщелачивания трещиноватых растворимых горных пород движущимися (подземными и поверхностными) водами и связанное с ним образование специфических карстовых форм рельефа.
Карстовые, оползневые, процессы выветривания и подтопления, все это сказывается на памятниках архитектуры. Сотни тысяч объектов культурного наследия нуждаются в реставрации. Работа по реставрации конечно ведется, но из рук вон плохо, к финансированию это тоже относится. Так же, стали возникать и новые проблемы, которыми профессиональное сообщество обеспокоено. Реставрировать исторические памятники приходят те, кто до этого строил жилые комплексы и коттеджи, а в портфолио иных лишь ремонты квартир и изготовление мебели. При этом, количество испорченных памятников культуры неумолимо растет.