В день, который ныне (по Григорианскому летоисчислению) соотнесен к 16-му сентября, в лето 7162 от сотворения мира, что соответствует 1654 году от Рождества Христова - «Ударив челом в поле» перед Молоховскими воротами города Смоленска и сложив перед Алексеем Михайловичем свои боевые знамена, воевода Обухович и около полусотни поляков отправились в Литву, а остальные защитники города остались «на вечной царской службе», среди присягнувших были городской судья Альбрехт Галимонт и королевский секретарь Ян Краменецкий. 25 сентября состоялся царский пир с воеводами и сотенными головами Государева полка, к царскому столу была приглашена смоленская шляхта — побежденные были милостиво причислены к победителям, по воле царя.
Осада Смоленска длилась с июня по середину сентября. По свидетельству историков в составе его гарнизоны были и местные жители и те, чьих потомков именуют сейчас белорусами. По сути, разрешался старый спор времен русской междоусобицы позднего периода – кому бить челом Москве, али Литве. Польско-литовские власти Смоленска уповали на подмогу армии Януша Радзивилла (представитель польского рода магнатов), что стояла в то время в Орше. Но этому не суждено было сбыться поскольку оный был занят борьбой с малороссийским казачьим войском Богдана Хмельницкого.
В поход на Речь Посполитую государь Московский выделил до 35 тысяч людей ратных. Они были сведены в два полка (по тем временам это означало армию или корпус): Большой - князя Якова Черкасского и Особый Большой полк князя Алексея Трубецкого. Эти силы навалились на литовскую армию и в битве при Шепелевичах разбили ее наголову. После чего царь смог решиться на штурм хорошо укрепленного Смоленска.
Приступ состоялся 16 августа, войска дрались семь часов кряду, но, безуспешно. Алексей Михайлович, видя свои неисчислимые потери, велел бить отбой. Царь писал о сем в своей эпистоле к единокровным сестрам: «Наши ратные люди зело храбро приступали и на башню и на стену взошли, и бой был великий; и по грехам под башню польские люди подкатили порох, и наши ратные люди сошли со стены многие, а иных порохом опалило; литовских людей убито больше двухсот человек, а наших ратных людей убито с триста человек да ранено с тысячу». После чего Великоросское войско приступило к осаде города.
В конце концов местная шляхта взбунтовалась против начальствующего над городом и гарнизоном Обуховича. А к Московскому царю была направлена депутация для ведения переговоров о сдаче Смоленска. К тому моменту, по чести говоря, русские и белорусы из состава польско-литовского гарнизона массово перебегали на сторону московитов. И 16 сентября 1654 польско-литовский гарнизон сдал Смоленск после того, как ему был обещан свободный уход.