17 февраля 1979 года китайские вооружённые силы атаковали вьетнамские войска на всём протяжении границы между двумя странами. В военных действиях участвовали с китайской стороны 250 тыс. военнослужащих, которым противостояли вьетнамские части численностью до 100 тыс. человек. Длившийся месяц крупный вооружённый конфликт вошёл в анналы истории как «первая социалистическая война».
Недооценка боевого опыта противника
Среди целого ряда причин, повлиявших на решение Пекина прекратить наступление и начать отвод войск с территории Вьетнама, историки отмечают выявленные в ходе боевых действий серьёзные просчёты НОАК в подготовке и ведении наступательных операций с использованием тяжёлого вооружения, недооценку боеспособности вьетнамских пограничных частей и ополченцев. Руководство Поднебесной быстро осознало риск быть втянутыми в широкомасштабную затяжную войну с основными регулярными частями ВНА, приобретшими боевой опыт в ходе недавно закончившейся войны в Индокитае.
Однако определяющее влияние на принятие Китаем решения о прекращении наступления и отводе своих войск, как и на весь последующий ход событий в ЮВА и АТР в целом, оказала позиция двух сверхдержав, находившихся в период разрядки в стадии активного диалога с целью урегулирования нерешённых проблем советско-американских отношений. Как раз в дни конфликта в Женеве проходила очередная встреча делегаций СССР и США на переговорах об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Решающую роль в отражении китайской агрессии сыграл «фактор СССР». Сразу после китайского вторжения Советский Союз однозначно заявил о своей поддержке вьетнамского народа и готовности выполнить свои договорные обязательства.
«Героический вьетнамский народ, ставший жертвой новой агрессии, – подчёркивалось в заявлении советского правительства, – способен постоять за себя и на этот раз, тем более что у него надёжные друзья. Советский Союз выполнит обязательства, взятые на себя по Договору о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ. Советский Союз решительно требует прекращения агрессии и незамедлительного вывода китайских войск с территории СРВ» -писала«Правда» 19 февраля 1979 года.
Если одна из сторон явится объектом нападения
Договором о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ, подписанным в Москве 3.11.1978, предусматривалось «в случае если одна из сторон явится объектом нападения или угрозы нападения, незамедлительно приступить к взаимным консультациям в целях устранения такой угрозы и принятия эффективных мер для обеспечения мира и безопасности обоих государств». С заключением этого договора в Пекине связывали принятое руководством Вьетнама решение о вводе 25 декабря 1978 г. своего 120-тысячного «ограниченного воинского контингента» в Камбоджу, что привело к свержению поддерживаемого Пекином режима Пол Пота – Йенг Сари с образованием в январе 1979 г. Народной Республики Кампучия (НРК).
В Совбезе ООН Советским Союзом и Чехословакией был внесён проект резолюции с призывом немедленного вывода китайских войск с территории Вьетнама и требованием к Китаю возместить материальный ущерб.
2 марта советское правительство выступило с новым заявлением. «В настоящий момент, когда курс Китая на расширении агрессии становится всё более очевидным, – подчёркивалось в нём, – Советский Союз считает необходимым заявить со всей определённостью: действия Китая не могут оставлять безучастными тех, кто по-настоящему заинтересован в обеспечении безопасности народов, в сохранении мира. Китайские войска должны быть немедленно выведены из пределов Вьетнама, должны быть прекращены военная демонстрация на границах Лаоса и подготовка к вторжению в эту страну. Китайские агрессоры должны знать, что чем больше преступлений они творят, тем суровее будет расплата за них», – писала «Правда» 3 марта 1979 года.
Резкое осуждение китайской агрессии в заявлениях правительства СССР подкреплялось весомыми конкретными шагами. С началом китайско-вьетнамского вооружённого конфликта в состояние полной боевой готовности были приведены ракетные части и дивизии Советской армии, стоявшие на границе с Китаем. 25 дальневосточных и сибирских мотострелковых частей с авиационной поддержкой численностью 250 тыс. человек начали концентрироваться вдоль границы с Маньчжурией. Незадолго до начала конфликта в районе Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей была сконцентрирована крупная военно-морская группировка, создавшая заградительный кордон перед входом в залив Бакбо (Тонкинский). В период с 12 по 26 марта 1979 г. с целью оказания военного давления на Китай Советский Союз провёл крупные войсковые и флотские учения на востоке страны, территории Монголии и Тихоокеанском флоте, в которых участвовали более 200 тыс. человек личного состава, около 900 самолётов и 80 кораблей.
Во Вьетнам была направлена группа из 20 советников и специалистов по основным родам войск во главе с генералом армии Г. Обатуровым. При их содействии советскими лётчиками транспортной эскадрильи на Ан-12 началась ускоренная переброска армейского корпуса из Камбоджи на Лангшонское направление. Туда же был выдвинут сформированный на базе советских поставок зенитно-ракетный дивизион.
Заокеанские консультации
Принимая решение о прекращении военной операции, Пекин учитывал и позицию Вашингтона, куда накануне вторжения совершил поездку Дэн Сяопин. На протяжении конфликта США, испытывавшие растущие опасения быть втянутыми из-за Китая в конфликт с СССР, ограничились призывом в выступлении президента Джимми Картера «проявлять сдержанность и стремиться предотвратить более широкую войну». Однако избегая осуждения Китая, США тем самым поощряли Пекин на дальнейшее усиление военных действий.
Поставленные инициаторами «ограниченной военной операции» политические и военные цели, по их собственному признанию, были достигнуты лишь частично. А ведь накануне заместитель председателя Центрального военного совета КНР Дэн Сяопин, назначенный командующим приграничного с Вьетнамом военного округа, объявил, что «Китай собирается преподать урок Вьетнаму».
Расчёты пекинских стратегов уничтожить основные регулярные части ВНА, «выманив» их из Камбоджи, и тем самым ослабить военное давление на вооружённые отряды полпотовцев не сбылись. Да и подорвать экономику и обороноспособность Вьетнама не получилось. В короткие сроки разрушенные предприятия были восстановлены с помощью СССР и других соцстран.
За период боевых действий собственные потери НОАК значительно превысили ожидаемые прогнозы. Несмотря на подавляющее численное превосходство над ВНА и особенно – по танкам и САУ (аж 12-кратное), потери НОАК, по данным Генерального штаба ВНА, составили 62, 5 тыс. человек. Правда, китайские источники называют от 6, 9 до 18 тыс. человек. Полностью разгромлены 3 полка и 18 батальонов, уничтожены 550 военных машин, в том числе 280 танков Т-59 и бронетранспортёров, из них 213 захвачены и поставлены на вооружение ВНА, а также 118 орудий и миномётов. Потери Вьетнама с учётом жертв гражданского населения оцениваются в 30 тыс. человек. Крупный ущерб нанесён экономике северных провинций СРВ. За время военных действий уничтожено более 45 тыс. крестьянских домов, более 900 школ, 428 больниц, 25 шахт, 55 промышленных предприятий.
Из боевых сводок
За две недели боёв вторгшимся на территорию Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) семи дивизиям Народно-освободительной армии Китая (НОАК), встретившим стойкое сопротивление находившихся на первой линии обороны пограничных частей, подразделений региональных войск и народного ополчения, удалось продвинуться вглубь территории Вьетнама на трёх основных направлениях до 45–50 км и захватить провинциальные центры Лаокай и Каобанг. 4 марта ценой тяжёлых потерь после 17 атак был взят имеющий стратегическое значение город Лангшон, открывающий путь на Ханой, до которого оставалось 141 км. Попытки китайских войск продвинуться дальше, перейдя в наступление на Локбиньском направлении юго-западнее Лангшона, были сорваны.
5 марта Вьетнам объявил всеобщую мобилизацию и ускорил переброску из Камбоджи армейского корпуса для защиты столицы и других стратегических объектов. В тот же день Китай официально объявил о прекращении «ограниченной военной операции» и начале «организованного и планомерного» вывода своих войск (завершён к 17 марта, бои продолжались до последнего дня), а также заявил, что «преподал Вьетнаму хороший урок».
Анатолий Сафронович ЗАЙЦЕВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат экономических наук,
в 1983–1987 гг. – заведующий отделом Юго-Восточной Азии МИД СССР