В дни 120 летия первой переписи населения в России вспоминается роль и участие великих русских писателей в этом важном государственном деле.
В одной из первых локальных переписей населений (московской 1882 г.) добровольно принял участие Лев Толстой. Честно отработал на весьма трудном участке, в Проточном переулке – там находились ночлежки, прочие неприятные и небезопасные объекты. Толстым двигала своя толстовская логика, которую он изложил в статье «О переписи в Москве». Её смысл: перепись, конечно, – важное научное мероприятие, но она может – и должна! – стать для общества и событием моральным. Две тысячи грамотных и активных молодых людей (переписчиками были в основном студенты) пройдут по огромному городу, увидят не только зажиточные дома, но и дно общества. Пусть они не просто зададут положенные вопросы, но и задумаются, чем помочь тем, с кем будут общаться, – пусть даже это опустившиеся бродяги, нищие, проститутки…
А вот переписи 1897 года Толстой словно не заметил – хотя про его участие иногда и пишут. Как раз была в разгаре история с духоборами, шли репрессии против сторонников Льва Николаевича – словом, другие волновали графа заботы.
Зато активнейшим участником переписи 1897 года был другой великий писатель – Чехов. Опыт и у него имелся – будучи в 1890 г. на Сахалине, Антон Павлович по собственной инициативе переписал здешнее население. Причём по всем правилам, заказав (за свой счёт) в местной типографии бланки переписных карточек. Их чеховской рукой заполнено около 10 тысяч, писатель изъездил весь остров.
Через семь лет Чехов был уже инструктором-контролёром счётчиков Серпуховского уезда.
…Перепись 1897 г. была сочтена столь важным для России событием, что в честь неё даже учредили особую медаль (кстати, Чехов тоже её получил).
Подробности читайте в материале "Аргументов недели".