Аргументы Недели → История

Как Фидель Кастро ватник примерял

, 11:12 , доктор исторических наук

С 27 апреля по 4 июня 1963 года по Советскому Союзу прошло триумфальное шествие лидера кубинской революции Фиделя Кастро Рус. Конечно, эта поездка не была шествием в прямом смысле слова.

Фидель Кастро перемещался на самолетах, а по улицам в советских городах его возили в автомобилях. Его пути пролегли буквально по всему СССР, который, как известно, занимал тогда шестую часть суши. Мурманск, Москва, Ленинград, Волгоград, Самарканд, Ташкент, Братск, Иркутск, Свердловск, Киев – вот лишь несколько точек на том действительно историческом маршруте.

Однако полного описания этого маршрута Фиделя найти не удалось. Конечно это не такая уж большая проблема для современного историка, однако в том, 1963 году, все передвижения кубинского лидера по советской территории держались в строгом секрете. За безопасность Фиделя Кастро и кубинских товарищей головой отвечали первые секретари областных и республиканских комитетов партии: даже в СССР боялись покушений на легендарного «барбудо».

 А, как выяснилось впоследствии, по словам начальника личной охраны Кастро, с 1959 года было предпринято 637 попыток его ликвидации. В ход шли и традиционные снайперы, и нетрадиционные сигары – отравленные и взрывающиеся, также отравленные носовые платки, ботинки, костюмы для дайвинга и прочий смертельный креатив из арсенала Джеймса Бонда, включая, конечно, роковых женщин.

Однако, ничто не брало отважного Фиделя, да и сам он был предельно острожен: двойники и 20 постоянно сменяемых адресов проживания в одной только Гаване. Береженого, как известно, Бог бережет, в СССР Бога не чтили, но Фиделя берегли. Из Гаваны кубинский лидер прилетел секретным беспосадочным рейсом в Мурманск 26 апреля 1963 года, а оттуда сразу же переместился на военную базу советских подводных лодок в Северодвинске. Там ему показали настоящую атомную подлодку, а для пущей убедительности даже привели в боевое положение ядерную ракету.

Фидель, одетый по такому случаю в бушлат, пришел в неописуемый восторг, ведь ему дали понять, что Советский Союз может и со своей территории защитить свободную Кубу. Это было компенсация за те огорчения, которые пережил Кастро после демонтажа на Кубе советских ракетных установок в ноябре 1962 года. Такое разрешение Карибского кризиса вызвало ярость Фиделя: он посчитал, что решение о выводе советских ракет было принято у него за спиной. Иными словами, судьбу свободной Кубы, а вместе с ней и целого мира, решили хозяева сверхдержав – Хрущев и Кеннеди. Теперь же ему дали понять, что достояние кубинской революции может быть под контролем и издалека.

Несмотря на все меры предосторожности, а, может быть, благодаря им, путешествие Фиделя Кастро по СССР можно смело назвать триумфальным. Советским гражданам показали настоящую революционную экзотику: не партийного мандарина в сером костюме, а обаятельного бородача в оливковом френче. Спонтанного и харизматичного. Надо думать, что имиджевая борода также сделала свое дело, ведь для советского человека, в котором еще оставалась русская природа, это был явный знак: парень свой.

Оказавшись в Москве, Фидель попал на празднование Первого мая и стал первым иностранцем, допущенным на трибуну Мавзолея. На фотографиях он запечатлен рослым улыбчивым бородачем в военной куртке и коричневатой ушанке со звездой. А рядом – Хрущев в пальто, при галстуке и важной шляпе с округлой тульей. На Красную площадь Фидель еще вернется, но уже в берете и во френче. 23 мая с трибуны Мавзолея он выступит с двухчасовой речью, показав свое магическое искусство оратора. Поэзия революции на экспрессивном кубинском испанском, невероятная образность речи и уверенность в правоте своего дела буквально околдовала советских людей. Кастро стал подлинным советско-кубинским национальным героем. Более того, он мог казаться былинным витязем, расколдовавшим спящую красавицу мировой революции.

Влюбленность советских людей в кубинского лидера была ошеломляющей. Только в одном Свердловске, после посещения им города 13-15 мая, местные загсы зарегистрировали 11 новорожденных по имени Фидель. Маленькие Фидели появлялись в СССР и до, и после визита Кастро, однако 1963 год стал особо урожайным. Действительно, имя благозвучное и судьбоносное, ведь на латыни fidelis означает «верный, надежный». Вряд ли советские люди утруждали себя поисками латинских корней этого имени, но сам облик Фиделя Кастро свидетельствовал именно об этом.

А еще Фидель был «прост как правда». Н.С. Леонов, друг и переводчик Кастро во время визита в СССР, вспоминал такой случай. По пути на Братскую ГЭС, на сибирской станции Зима дорогу с поездом Фиделя перегородили лесорубы. Мужики отказывались уйти, пока не увидят живую легенду кубинской революции. «Тот услышал шум и вышел в тамбур, на мороз – в одной гимнастерке. Толпа встретила его ревом. «Хотим слышать тебя, Фидель», – крикнул кто-то из толпы… Никаких условий для митинга, ни трибуны, ничего. И он начал говорить прямо с подножки вагона. Мороз леденящий. Вдруг по рукам в толпе к нему буквально плывет телогрейка. Он надевает ее. «У меня же ничего нет взамен», – говорит, роясь в карманах. Вдруг находит три сигары в кармане брюк и передает их в толпу. Мужики берут сигары, подкуривают их и, делая каждый по одной затяжке, передают друг другу. Как трубку мира. Я вижу, как в глазах железного Фиделя появляются слезы: «Никто бы на Западе так себя не повел. Все, кому бы достались сигары, спрятали бы их в карман. Зажали бы. Теперь я понимаю, почему непобедим русский народ!».

В воспоминаниях Н.С. Леонова все документально. А вот другой эпизод из путешествия Фиделя Кастро по СССР. Относится он ко времени посещения им Ташкента 12 мая 1963 года. Эпизод, скорее всего, полулегендарный, но похожий на правду. Его приводит в своих условно художественных воспоминаниях «Мыльная опера» Реувен Миллер. Итак, встреча Фиделя в Ташкенте. Два ташкентских силача Додики Бурман и Цвайман, «прослышав, что Фидель – холостяк, что жена-американка бросила его, не вынеся беспокойства совместной жизни с революционером, в шутку составили план женитьбы кубинского вождя». Выбрали невесту – некую Ёлочку Камардину, «девушку высокую, стройную и фигуристую», но близорукую. Правда Ёлочка, номинированная на роль невесты, ничего не подозревала о возможных переменах в своей судьбе. План был такой: «навстречу открытой машине, в которой неспешно будет по улицам проезжать Фидель Кастро, выскакивают знаменитые силачи, хватают машину за бампер, тормозят ее, а в это время гиганты впихивают Ёлочку в машину, и она, мгновенно очаровав вождя кубинской революции, уносится в его объятьях в ясные дали…». «Самое смешное, – пишет далее Р. Миллер, – что не будь план этот шуткой, он вполне мог бы быть осуществлен, по крайней мере, до стадии впихивания Ёлочки в машину (дальше уж, конечно, фиделеву сердцу не прикажешь, да и ёлочкиному – тоже!)… Когда открытая машина, где стоял Фидель, а с ним, на вакантном ёлочкином месте — Первый Секретарь, приблизилась, молодежь смела веревки и высыпала на проезжую часть, так что, машина ехала очень медленно, наполняясь цветами, которые совершенно искренно и любовно бросали в нее студенты. Так что, Фиделя не женили тогда по чистой случайности…» Возможно, то была действительно счастливая случайность, которая спасла и шутников-силачей, и ни в чем не повинную Ёлочку от больших неприятностей.

Много еще ярких воспоминаний оставил о себе Фидель Кастро в Советском Союзе. Яркая, колоритная внешность, открытый, эмоциональный темперамент, неформальное, обескураживающее поведение. А за всем этим скрывалась трудная работа, которую больше месяца вел на переговорах с Хрущевым лидер кубинской революции.

Речь шла и о возможной поддержке Советским Союзом кубинской военной помощи режиму Ахмеда Бен Белла в Алжире, и о сохранении советского военного присутствия на Кубе, и о продаже кубинцам советских танков Т-54 и Т-55 для формирования двух танковых бригад в целях защиты Гаваны и военно-воздушной базы в Сан Антонио де лос Баньос. Далеко не все цели сумел достичь Фидель Кастро на этих переговорах. Но главное, что он сумел приобрести – это поистине всенародную любовь советских людей.

Политические отношения с Кубой и СССР, и постперестроечной России прошли сложный путь развития. От былой романтической любви советских людей к Острову Свободы остались одни воспоминания. Однако воспоминания самого Фиделя Кастро о встречах 1963 года с русским людьми не померкли. В интервью, данном в 2005 году российской журналистке, он сказал следующее: «Ни один из народов не выстрадал столько, сколько выстрадал русский народ, и ни одна страна не была так разрушена во время Второй мировой войны. Этот народ действительно узнал, что такое война и трагедия войны, поэтому он более, чем кто-либо, любил мир; но я могу также сказать об этом русском народе, что это был самый бескорыстный народ. Этот человек, который узнал войну, был способен отдать все и вновь вступить в бой… Так что у моих чувств прочная основа, я знаю, каковы русские, и восхищаюсь ими». Многое изменилось в этом мире, но Фидель остался fidelis.

 Александр Пыжиков, доктор исторических наук РАНХ и ГС

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram