14 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного индийского киноактёра Раджа Капура, в своё время невероятно популярного в СССР. Накануне юбилея телекомпания «АБ-ТВ», Фонд развития международных культурных связей и международный отдел Союза кинематографистов РФ провели в Доме кино вечер памяти артиста, а сегодня телеканал «Культура» покажет документальный фильм телекомпании «АБ-ТВ» «Радж Капур. Товарищ Бродяга» (режиссёр А. Бурыкин, продюсеры Я. Каллер, Ю. Пробер, С. Рощенко). Корреспондент «АН» был на вечере, фильм уже посмотрел – и заинтересовался темой.
1.«Товарищем Бродягой» Капура назвал Гагарин
Назвал в ноябре 1961-го во время приезда космонавта №1 в Индию. Вместе с Ю.Гагариным был Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Н. Каманин. Правительство Индии устроило высоким гостям поездку в Бомбей, где было сосредоточено кинопроизводство страны. Каманин в дневнике описывает ликующие толпы, торжественный приём, обилие красивых девушек. Отдельная пометка: «Познакомились с Раджем Капуром. Произвел приятное впечатление. Когда прощались, проводил до машины». То есть, всё здорово, все хороши, но Капур – он ещё и сам по себе…
Юрий Гагарин был в мире визитной карточкой СССР, Радж Капур – визитной карточкой Индии.
2. Неру в Москве преследовало «Абара Му»
Это (объясняем для молодых) песенка из самого знаменитого фильма Раджа Капура – «Бродяга».
Или «авара му»? Или «абара гу»? Или «аваара»? Несколько раз готовя этот материал, переслушал запись в Интернете - но звуки на хинди для нашего уха звучат нечетко. Ничего, советский народ подхватил песню сразу. В исполнении Рашида Бейбутова звучало просто - «Абара я».
«Абара» преследовала первого премьер-министра Индии знаменитого Джавахарлала Неру во время его визита в Москву. Ах, Индия? «Абара му»! Хрущев как бы невзначай поинтересовался: «А Раджа Капура вы знаете?». Неру был раздражён. Его страна обрела независимость в 1947 г. Когда-то первым послом советскую столицу он направил человека, которому особо доверял – свою сестру. Госпожа Виджая Лакшми Неру Пандит была умна, красива – но как-то она здесь не особо засветилась. Зато какой-то мальчишка, сыгравший какого-то жулика в каком-то фильмишке (а Неру до Москвы «Бродягу» не видел), в России – главная индийская знаменитость! И его песенка о том, что «одинок и бесприютен я» - здешний хит.
Вернувшись домой, Неру вызвал к себе отца Раджа, члена парламента, знаменитого индийского актера и режиссёра Притхвираджа Капура, и с неудовольствием заметил:
- Похоже, ваш сын более известен в Советском Союзе, чем я?
3. «Бродягу» в СССР посмотрело 64 миллиона зрителей
История, которую мы рассказали выше - одна из многих, которые может поведать о Капуре индолог, доктор исторических наук, профессор Ростислав Рыбаков. Во время одного из советских кинофестивалей молодой переводчик был закреплён за Раджем – так они познакомились и подружились. Рыбаков и потом был постоянным переводчиком Капура, Капур его снял в фильме «Моё имя – клоун».
О секрете невероятного успеха «Бродяги» в СССР Ростислав Борисович рассуждает так:
- Все мы с нежностью вспоминаем старые советские картины. Но тогда, в 1954-м, их, во-первых, было мало, во-вторых, делались они по определённым лекалам. И вдруг на наши экраны ворвался фильм, совершенно по тем временам непривычный -- и изначально обреченный на успех. Во-первых, мелодрама (ничего плохого тут нет, этот жанр – самый короткий путь к сердцу). Главный герой – грешный и разбитной плут, но подобных персонажей люди, признаться, любят (симпатизируем же мы Остапу Бендеру!). При этом, стал таким по воле обстоятельств, и на самом деле – добрый и хороший, когда приходится – готов до последнего защищать свою честь и любовь. Плюс замечательная игра Капура и Наргиз – исполнительницы главной женской роли. Плюс экзотическая музыка, красивые девушки, незнакомые, но такие интересные реалии… В СССР началась «капуромания». Я думаю, именно с «Бродяги» берет начало безотчётная симпатия к Индии, которая до сих пор сохраняется в России.
Добавим: после 1954 года «Бродяга» выпускался на советский экран ещё четырежды – в 1959, 1965, 1977 и 1985 гг. Картина собирала полные залы даже тогда, когда народ, казалось бы, отвык от черно-белого кино, и прочие индийские фильмы были уже не в новинку. Всего в СССР «Бродягу» посмотрело без малого 64 миллиона человек. Это третья по посещаемости зарубежная картина в истории нашего проката (после «Есении», и «Великолепной семерки»). Успех «Бродяги» Капур продлил в фильме «Господин 420», который также шёл с большим успехом.
Кстати, продюсеры фильма «Радж Капур. Товарищ бродяга» Яков Каллер и Светлана Рощенко себя тоже относят к ещё советским «капуроманов» -- потому, в частности, и взялись за эту работу.
4. Радж Капур был потомком кшатриев
Мы уже немного сказали про отца Р.Капура. Добавим – это один из основоположников индийского театра. В «Бродяге» Притхвирадж Капур сыграл судью.
Двое братьев Раджа умерли в детстве, и он довольно долго был единственным ребенком в семье (позднее родились ещё два сына и дочь). Но сказать, что отец его баловал, нельзя. Театр - семейный бизнес, и коль уж сын с детства захотел пойти по отцовским стопам – пусть с малолетства осваивает всю технологию дела. Маленький Радж был в театре и уборщиком, и осветителем, и рабочим сцены. Ну и играл, разумеется. В шесть лет впервые был задействован в спектакле, в одиннадцать снялся в крошечном эпизоде в кино. Потом перешёл к более серьёзным театральным ролям (и имел успех), однако мечтал об экране – и пошёл на киностудию ассистентом режиссёра. Задача та же – освоить кинопроцесс, разбираться в каждой кинопрофессии, имея собственный опыт. Высшего образования Капур не имел – он, так сказать, киношник-практик.
Далее сыграл несколько приметных киноролей – и заработанные деньги вложил в создание собственной студииR.K. Films (1948). Ему было 24 года, он был самым молодым кинорежиссером в Индии (говорят, и в мире). Для студии понадобилась коллектив. Капур отбирал людей поштучно, исходя из двух главных принципов – профессионализм и способность работать в команде.
Бывшая балерина Большого театра Ксения Рябинкина, снимавшаяся у Капура в фильме «Мое имя – клоун» вспоминала на вечере: на площадке Капур отдаёт указания, а все, включая именитых артистов, стоят чуть ли не навытяжку, отвечая прямо по-армейски: «Йес, сэр!». Такая была атмосфера во время съёмок. Но Ростислав Рыбаков уточнил: тут не страх. Люди Капура шефа обожали. Чего в нем не было ни грамма – так это звёздности, надменности. Абсолютная демократичность, искреннее от души идущее уважение к каждому человеку.
Перед запуском очередной картины вся команда молилась Ганеше -- индуистскому богу с головой слона и телом человека. Это не главное, но самое любимое божество индусов: Ганеша помогает идущим к цели, своим хоботом убирая препятствия на пути.
Добавим: Капуры – одна из самых громких фамилий в индийском кино. Перечисление всех Капуров, которые стали его звёздами, просто работают в кинобизнесе, заняло бы слишком много места. Кроме обширной династии Притхвираджа Капура есть кинодинастия его двоюродного брата Суриндера. Вообще же Капуры – потомки кшатриев, прославленных древнеиндийских воинов. Считается, что кшатрии остаются кшатриями всегда, на любом поприще проявляя здоровое честолюбие, упорство, бойцовский дух.
5. Боливуд снимает больше чем Голливуд
И здесь самое время сказать пару слов вообще об индийском кино.
Индийский Болливуд (так назывался комплекс киностудий в Бомбее) в лучшие свои годы выпускал 800-900 фильмов в год – в три раза больше, чем Голливуд. Аудитория – около трёх миллиардов зрителей. Сейчас ситуация меняется по технологическим причинам – на смену традиционному кино приходит видео, другие современные технологии, да и в эпоху глобализации уже нет необходимости сосредотачивать производство в одном месте – снимают в одном месте, монтируют в другом. Но сам по себе индийский кинематограф - явление в мировой кинокультуре уникальное.
Конечно, высоколобый зритель усмехнётся: ах, знаем мы эти индийские фильмы! Жгучие страсти, роковые злодеи, романтические красавцы, прелестные героини, которые время от времени начинают петь и танцевать. Вежливо не будем уточнять, что на самом деле песня в индийском фильме всегда связана с сюжетом, а каждое движение в национальном танце – некий код обозначающий ту или другую эмоцию. Мы же принимаем условность, например, мюзикла, оперетты? Вот и здесь примерно то же. Но, конечно - продукт на любителя (другое дело, что любителей этих огромное количество, в том числе и у нас). Но ведь здесь тоже своя философия! Приведём (со слов Р.Рыбакова) слова Раджа Капура – они замечательно разъясняют суть индийского кино. Русскому другу Радж говорил примерно так: «Ты видел наших зрителей? Городская беднота… Нищие крестьяне… Люди, которые много и трудно работают. Однажды в их деревню приезжает кинопередвижка. И вот такой крестьянин, отдав за билет, возможно, последнюю рупию, идёт на новый фильм. За эту рупию он хочет получить всё – красивые съёмки, прекрасных девушек на экране, слёзы и улыбки. Ему надо услышать приятную музыку, следить за сюжетом, сопереживать главным героям, дождаться в конце победы добра над злом. Имею ли я право обмануть такого человека?».
6. Однажды Капуру запретили показываться на улице
И он не обманывал. Потому по праву носил звание всенародного любимца. «Король индийского кино», «Чаплин востока»… Еще одна история, рассказанная Р.Рыбаковым. Для очередного фильма Капуру надо было снять массовую сцену на главной улице Бомбея. Но реально это означало, что в огромном мегаполисе с безумным по насыщенности городским движением необходимо примерно на час перекрыть главную улицу. И городские власти согласились! Потому что просит Радж Капур. Но с одним условием – сам он не появится на улице. Иначе толпы поклонников сметут всё.
Капур был звездой, кумиром. Естественно – женское обожание. Тут так: согласно индийским традициям родители сына довольно рано женили. Жена приходилась Раджу дальней родственницей. В фильме «Товарищ бродяга» она мелькает на экране – красивая женщина! При этом образцом семейной верности Капура явно не назовёшь. Однако тот же Р.Рыбаков заметил: чего не было в отношениях Раджа с женщинами – так это пошлости. Как-то он умел вести свою мужскую партию красиво – любых ситуациях, в том числе, когда явно ничего и не могло возникнуть. Среди приглашённых на вечер памяти была народная артистка СССР Людмила Чурсина. Вспоминала: они с Капуром познакомились в Москве на одном из фестивалей, и вот делегация советских кинематографистов приезжает в Индию, сейчас в гостях на студии Капура. Вполне официальная встреча, с сопровождающими. Чурсина вручает хозяину подарок – украинскую рубаху-вышиванку. Капур развеселился, тут же натянул …и немедленно вызывается человек, с поручением провести гостью в костюмерную. Она может выбрать любые платья по желанию. Людмила Алексеевна вздохнула, что, соблюдая скромность, выбрала лишь два – правда, очень красивые. Женщины жест оценят.
Естественно, молва связывала Капура с главной красавицей его фильмов – Наргис, ослепительной женщиной и блистательной актрисой (играла и в «Бродяге»). Наргис подчёркивала, что всё глупости, у них всегда были лишь творческие отношения. Но слухи дошли до жены – и та потребовала, чтобы прекратились любые контакты. В 1957-м сотрудничество прервалось – хотя до этого Радж и Наргис вместе сыграли в 16 фильмах. Наргис снималась у других режиссеров, потом вышла замуж и вовсе ушла из кино. Она умерла в 1981-м, но условие «не встречаться» свято соблюдалось обеими сторонами. Накануне каких-либо мероприятий, их агенты созванивались и уславливались: если, например, Наргис прибудет в такое-то время, то за 15 минут до того Капур уедет.
7. Его карьера не всегда была удачной
Писать о Капуре в жанре жития тоже не хочется – это был творческий человек, а неудачи бывают у любого художника. Трагическим для Капура стал уже упоминавшийся фильм «Мое имя – клоун». Задумывалась цепь новелл о добром клоуне, в жизни которого были разные влюблённости (в том числе в русскую циркачку Марину, которую играла К.Рябинкина). Фильм был очень дорог Капуру, он думал открыть совершенно новую страницу в своём творчестве – но публика ждала того, к чему привыкла. Оглушительный провал чуть не разорил студию. Капур был вынужден срочно снять коммерчески точно просчитанную картину «Бобби». Материально она его дела поправила, но в команде начались разлады. При этом после «Клоуна» ему было трудно возвращаться к прежним приемам. Он снял еще несколько фильмов, и киноведы пишут, что это было чередование попыток сделать что-то «для души», и следом заработать денег. Он был уже очень болен – астма.
8. Он красиво жил и красиво умер
В 1988 году Радж Капур получил премию Дадасахеба Фальке. Это высшая кинематографическая награда Индии, которую вручает лично президент страны. Во время церемонии Капуру стало плохо. Через месяц, 2 июня 1988 г. скончался в больнице, оплакиваемый всей страной.
Он был необычно для индуса светлокож, голубоглаз. Ему искренне нравилась наша страна. В Индии, как известно, верят в переселение душ. Выступавший на вечере советник по делам культуры и информации посольства Индии в России господин Рахул Шривастава, заметил, что, наверное, в будущей жизни Радж Капур родится русским.
Я так и не понял, шутит дипломат или говорит всерьёз.