Из чьих рук брала свою независимость Латвия
18 ноября 2014, 12:19 [«Аргументы Недели», Александр Пыжиков ]
У всякого независимого государства присутствует своя атрибутика, своя символика и свои национальные праздники. Этими символами и событиями государство свидетельствует о своей идентичности.
Иными словами, оно доказывает историческую закономерность своего появления на свет и говорит о смысле своего существования. Символы и праздники у каждого государства различные, но все они несут одно и тоже послание: «мы существуем такими, какими мы существуем, потому что имеем на это полное историческое право». Право на самоопределение.
Вот конкретный пример: Латвия. Пожалуй, самым известным символом независимости этого прибалтийского государства является памятник Свободы в Риге. Он был сооружен в 1931-1935 годах на народные пожертвования. Авторами монумента стали скульптор Карлис Зале и архитектор Эрнестс Шталбергс. В основании этого памятника расположены скульптурные группы, представляющие важнейшие события в истории Латвии. Из основания вырастает стела, которую венчает фигура Матери-Латвии. В руках у этого материнского символа нации – три звезды, три культурно-исторических региона страны: Курземе, Видземе и Латгале.
18 ноября 1935 года на торжественном открытии этого государственного символа национальной суверенности тогдашний президент Латвии Албертс Квиесис произнес такие слова: «Открывая памятник Свободы латышского народа, желаю ему стоять так долго, как долго солнце будет сиять над нашей страной». Это пожелание сбылось, по крайней мере, в XX веке. Монумент-символ выдержал немецкую оккупацию в годы Второй мировой войны: разрыв гранаты немного попортил его подножие, а в саму статую попали семь пуль. В послевоенный период памятник Свободе оказался под угрозой сноса из-за ретивости местной компартии, но тогда его право на существование отстояли знаменитый скульптор Вера Мухина и академик архитектуры Лев Руднев. Пройдя через реставрации в 1980 и 1998-2001 годах, монумент сохранился в первозданном виде до наших дней.
Однако, обратим внимание на день открытия памятника – 18 ноября, День независимости. Эта дата 1935 года отсылает нас в год 1918-й: в тот год именно 18 ноября была провозглашена независимость Латвийского государства. Независимость по существу, а конкретно от наследия России, которую в то время представляла Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. У события 18 ноября 1918 года также есть свой символ, но это не памятник, а фотография. Можно сказать, документ, ставший символом. А в разряд национального символа этот документ был возведен не только потому, что на нем запечатлено уникальное историческое событие. Уникальна сама фотография, просто в силу того, что других таких нет. Это первое фото независимого латвийского государства.
Итак, 18 ноября 1918 года. В четыре часа дня в русском Втором городском театре Риги было запланировано особое событие – акт провозглашения латвийского государства на заседании Народного совета. У входа в театр выставлен почетный караул.
Руководил тем историческим заседанием Густавс Земгалс – мэр Риги и соучредитель Латвийской демократической партии. Над сценой раскинулось красно-бело-красное полотнище – национальный латвийский флаг, а сама сцена утопала в зелени и цветах. Земгалс зачитал собравшимся протокол заседания Народного совета. Возник этот Народный совет буквально накануне – 17 ноября 1918 года в результате слияния Временного национального совета Латвии и Демократического блока. Изначально в Народный совет Латвии вошло 38 представителей всех крупных латвийских политических организаций. Правда за исключением кроме крайне правых и крайне левых. И 18 ноября эти 38 делегатов находились на сцене Второго городского театра.
Под аплодисменты Густавс Земгалс объявил, что отныне суверенная власть в стране принадлежит Народному совету. Затем слово было предоставлено первому премьер-министру Латвии. Им был стал Карлис Улманис – один из организаторов и лидеров Латышского Крестьянского союза, основанного в апреле 1917 года. При этом Улманис был еще и заместителем комиссара российского Временного правительства в Лифляндской губернии. Однако в 1918 году Латвия была оккупировангима германской армией, и российские полномочия Улманиса были de facto недействительны. Со сцены театра Карлис Улманис объявил об учреждении демократической Латвийской республики. Его выступление все присутствующие приветствовали стоя под звуки народного гимна Карлиса Бауманиса "Боже, благослови Латвию". Правда, слова гимна тогда знали еще далеко не все (и официальным гимном он станет только два года спустя), поэтому 18 ноября 1918 года на сцену театра после провозглашения нового государства был приглашен хор.
Завершая заседание Народного совета, Земгалс обратился ко всему латышскому народу с призывом принять участие в становлении независимого государства. Его слова были встречены возгласами "Да здравствует демократическая Латвия!".
На этом дне рождения латвийской государственности присутствовал только один человек с камерой. Его звали Вилис Ридзениекс, и к тому времени он был уже довольно известным русским фотографом. В тот день он установит свою громоздкую деревянную фотокамеру на первом балконе и с этого места запечатлеет историческое событие. А в начале 1920-х годов Ридзениекс раскрасил этот крупноформатный снимок и выставил его в витрине своего ателье «Клио» на улице Вальню в Риге. Великий латышский поэт и драматург, а в 1926-1928 годах министр образования Ян Райнис назвал Ридзениекса «поэтом в выборе места и момента». Наверное, имея в виду и нашу фотографию.
Понятно, что в советские годы эта фотография и любая поэзия латышской независимости стала крамольной. Документальное свидетельство о «провозглашение латвийского государства 18 ноября 1918 года» не только не могло украшать витрину фотоателье, но и вообще не должно было никому попадаться на глаза. А Вилис Ридзениекс продолжал свою работу, но уже в качестве «советского латышского» фотографа. Со своей исторической фотографией он поступил так: заклеил ее оберточной бумагой и от греха подальше хранил в разных безопасных местах. И так продолжалось около 50 лет вплоть до сентября 1989 года.
В ту осень на фотовыставке Latvijas Laiks, посвященной 150-летию фотографии, исторический шедевр Ридзениекса был очищен от клейстера и оберточной бумаги и предстал перед публикой. Новая жизнь этого фотоснимка началась вместе с новой жизнь в политической истории Латвии. Как известно, 4 мая 1990 новоизбранным Верховным Советом Латвийской ССР была принята Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики. Но реально независимость была восстановлена 21 августа 1991, когда после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве в Латвии был принят конституционный закон о государственном статусе. А 6 сентября 1991 года независимость Латвии признал СССР.
Символами восстановленной независимости Латвии стали исторический фотоснимок Вилиса Ридзениекса и памятник Свободы на улице Бривибас (бывшей улице Ленина). «Бривибас» по-латышски и значит «свобода». А 18 ноября вновь стало государственным праздником – Днем независимости Латвийской республики в память о событии 18 ноября 1918 года. В современной Латвии это выходной день. В Риге проходит торжественное шествие с участием президента Латвии и других высших лиц государства с возложением цветов к памятнику Свободы.
Среди историков споры о значении того дня – 18 ноября 1918 года продолжаются. Некоторые подвергают сомнению легитимность акта о независимости, провозглашенного Народным советом, критически оценивают деятельность премьера Улманиса, говорят о решающем влиянии на те события со стороны представителя германской оккупационной администрации, рейхскомиссара Региона Балтийского моря Августа Виннинга и т.п.
Историкам можно и нужно спорить, однако сама история сделала свой выбор и неоднократно его подтвердила. А в 2007 году подтвердил его и Конституционный суд Латвийской Республики: «18 ноября 1918 года Народный Совет Латвии прокламировал Латвийскую Республику как независимое и самостоятельное государство. Народный Совет Латвии, приняв акт прокламирования, завершил этап подготовки государственности Латвии, начатый еще в XIX веке наряду с национальным возрождением, когда латыши осознали себя как полноправную нацию Европы. На указанном этапе требование латышского народа о все более широких правах развилось в идею национального государства».
Те символы, о которых мы рассказали, в этом выборе сыграли далеко не последнюю роль.
Александр Пыжиков, доктор исторических наук РАНХ и ГС