Аргументы Недели → История № 9(351) от 07.03.2013

Красота - это страшная сила!

В борьбе за неё жертвы неизбежны

, 18:45

Наши женщины и так прекрасны, а уж 8 Марта – особенно. Но красота требует жертв. Слишком многое иногда приходится преодолевать: чиновничьи препоны, природу, традиции. Потери несут обе стороны – и те, кто борется, и те, с кем (или с чем) борются. Вот и подобрали мы сегодня несколько соответствующих сюжетов.

Аполлоны и Венеры

В 1959 г. «Известия» озаботились проблемой, неожиданной для второй официальной газеты страны: почему наши люди вынуждены перешивать одежду, произведённую на советских фабриках? Началось всё с письма в редакцию В. Нефиловой, закройщицы одного из московских ателье. Доколе? – спрашивала она. Человек берёт в магазине костюм – и прямиком к нам! Причём не из-за мелочи – типа брюки подрубить. Обязательно приходится здесь ушивать, там подрезать, тут вообще перекраивать. «Почему в магазинах трудно подобрать одежду по фигуре? Почему в одежде, сшитой на фабрике, преобладают тёмно-синие, тёмно-зелёные и грязно-серые тона?» Журналисты начали изучать проблему. «Известия» выдали целую полосу.

За этой публикацией угадывается. Во-первых, сама хрущёвская «оттепель» с её первыми, осторожно-вольными настроениями. Во-вторых, новый редактор газеты Алексей Аджубей, зять Никиты Сергеевича, стремился сделать своё издание популярным и читаемым. А был, между прочим, сыном известной московской портнихи, частным порядком обшивавшей «кремлёвских жён», – так что разговоры про моды, ткани, пуговицы слышал с детства.

Самый интересный кусок в том материале – разговор со специалистами тогдашнего ЦНИИшвейпрома. Оказывается, «в основу конструирования одежды был положен неправильный принцип пропорциональности фигуры. (…) Исходили из идеальных пропорций, воспроизведённых в... статуях Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской». А до Венер и Аполлонов многим из нас, понятно, далеко. Дело не только в животиках и попах. Элементарная вещь: акселерация! Средний житель СССР (и вообще Европы, надо полагать) оказался выше среднего древнего грека. Словом, стандартная магазинная одежда более-менее подходила лишь 43% покупателей.

Именно тогда ЦНИИшвейпром и Институт антропологии МГУ провели целое исследование по обмеру населения страны. В соответствующие нормативы была внесена масса поправок. Насколько меры оказались действенными? Среди наших читателей достаточно людей, живших в советские годы, – пусть вспомнят.

Тут, кстати, ещё один аспект. Для женской одежды вовсю пропагандировались новые ткани, прежде всего синтетические. Ярко! Удобно! Не мнётся! Тоже «социальный заказ»: Хрущёв делал ставку на «большую химию», синтетика всё шире входила в жизнь.

«Ножки-лотосы»

А в соседнем Китае примерно в это же время завершалась своя кампания борьбы за женскую красоту. Или против? В общем, мы про обычай бинтования ног у женщин.

Эта традиция зародилась где-то между IX–XI веками. Считается, что любимая наложница-танцовщица императора Ли Ю станцевала перед ним, как сейчас бы сказали, «на пуантах». Грациозность движений поразила императора, он повелел всему гарему впредь подвязывать ступню так, чтобы она образовывала «лунный серп». И пошло-поехало: девочкам-китаянкам с детства начали особым образом бинтовать стопы. Пальцы (кроме большого) подгибались к пяткам, тело росло, а рост ступни замедлялся, и мало-помалу получалась «ножка-лотос»: ступня в форме почти что туфельки на высоком каблуке. Один из символов красоты по-китайски. (Кстати, именно глянув на обувь для таких ножек, парижские сапожники в XVIII веке придумали первые остроносые туфли на каблуке, которые поначалу так и назывались – «китайские».)

Что это давало? Изысканность походки и движений. Шагать полным шагом такая красавица не могла, крошечным (иногда сантиметров в десять) анатомически неправильным ступням приходилось принимать на себя вес тела – и китаянка семенила, покачивая бёдрами, держась при этом вынужденно прямо. Ещё считалось, что женщина с «ножками-лотосами» обретает какие-то особые достоинства в сексе – на сей счёт сохранилась масса трактатов (написанных, понятно, мужчинами). Более прагматичные исследователи отмечают, что вообще-то обычай соответствовал многовековым взглядам китайского общества на роль женщины: особо ходить (тем более «налево») обладательница «лотосов» просто физически не могла, вынуждена была сидеть дома, думать ей оставалось лишь о доме и муже. Но такой женщине не обойтись без обслуги: служанок, кухарок, носильщиков паланкинов. Что ж – бинтовали ножки больше девочкам определённого статуса, из богатых семей, которых и прочили за богатых. Или тем, кого с детства готовили, например, в танцовщицы (а также в проститутки). Беднячкам бинтовали не так сурово или не бинтовали вовсе. Но «большеногие» и красавицами не считались.

Женщины расплачивались за бинтование постоянной болью в ногах, массой других проблем. Был средневековый сатирический роман: в нём власть захватывают женщины и, в частности, заставляют мужиков бинтовать ноги – чтобы поняли, гады! Но… Ходят же сейчас девчата в наши морозы с голыми пупками и талиями! Считается – красиво, модно. Вот и китаянки (по крайней мере, многие) гордились своими изящными «лотосами».

Кто только не боролся с «варварским» обычаем – и европейские христианские миссионеры XIX века, и китайские реформаторы. В 1911–1913 гг. в стране произошла «Синьхайская революция». Она не только свергла императорскую власть. Началось обновление Китая в целом. Запретили и бинтование. Но странное дело – китайцы легко отказались от мужских кос (знака покорности), без особых проблем переходили на европейское платье, не сразу, но приняли новый календарь, согласились, что курить опиум нехорошо. А вот запрет бинтования вызвал такие очевидные протесты, что новые власти отступили. Слишком многое ломалось в общественном сознании.

Однако Китай уже вступал в новую эпоху. Череда революций и междоусобиц закончилась в 1949-м победой коммунистов. Жёнами победителей были не томные домашние красавицы, а боевые подруги, которые и в боях участвовали, и в походы ходили. Какие уж тут «ножки-лотосы»! Новый женский тип как новый идеал, новые условия, в которых предстояло жить, новая власть, сурово утверждавшая новые порядки, – в общем, традиция ушла и под внешним давлением, и сама собой.

Ус кита

Китовый ус –  – длинные (до 4 метров) роговые пластины во рту у некоторых видов китов. Через сито уса процеживается вода, отделяя планктон, которым эти киты питаются. Увы, оказалось, что ус – идеальный материал для корсетов: прочнее стали, гибкий, после обработки держит любую форму. На китов началась целенаправленная охота. В результате, например, кита гренландского, у которого в пасти этого добра торчало аж полторы тонны, истребили полностью (как и кита бискайского, другие виды). Разумеется, били не только ради уса: китовый жир шёл на ворвань, спермацет – на свечи и т.д. Но ус был призом №1. Считалось, что он один окупает любые затраты на экспедицию, ради него шли на любой риск – а ведь, скажем, в 1871 г. затёртый льдами в Чукотском море погиб весь (!) китобойный флот США.

Ах, корсет!

Впрочем, нам ли с китайцев хихикать? Забыли яростную борьбу с тем, что с медицинской точки зрения (верной!) веками уродовало женщин Европы, Америки, России? А ведь женщины предпочитали задыхаться, падать в обмороки, корёжить себе рёбра, сдавливать печень – но не отказывались, считая, что именно эта вещь и делает их женщинами. Что за вещь? Корсет!

Ах, корсет, обеспечивавший дамам прошлого их чарующий силуэт: осиная талия, высокий бюст, пышные бёдра, продолженные длинной юбкой! И только не будем давать слова экологам – а то они скорбными голосами поведают ужасные вещи. Ведь корсеты начиная с XVIII века делались из китового уса, так что (см. нашу справку) – бедные киты!

Но женщины хотели выглядеть красиво – и что может быть выше!

Первой отказалась от корсета прабабушка сегодняшних феминисток – знаменитая писательница Жорж Санд. В 1830-м она заявила: он сковывает женщину физически и духовно. Все пожали плечами. Следом английские учёные доказали, что корсет калечит рёбра. (Ещё бы! В ХVII веке вообще считалось, что верх изыска – когда талия дамы утянута до размеров шеи её любовника. С годами требования смягчились – но характерен идеал.) Правда, английские учёные, как известно, вечно что-то доказывают… Что ж, им на помощь поспешили немецкие коллеги, которые уже изобрели рентген. Снимки впечатляли – но корсет по-прежнему жёстко держал женский стан. Были общества борьбы с корсетами, в той же Англии корсетам объявили войну суфражистки – только в суфражистки-то (см. «АН»-№10.2008) большей частью шли дамы, на свою внешность давно махнувшие рукой, чего таких слушать…

Диктатуре корсетов в 1903 г. одним ударом положил конец французский модельер Поль Пуаре. Он просто предложил другой крой платья, с другим силуэтом. А поскольку к тому времени был уже изобретён бюстгальтер… А поскольку менялась роль женщины, они всё шире осваивали занятия, при которых суровая обтяжка верхней части тела лишь мешала… В общем – ушло.

Миля в её обуви

Уже в наши дни на просторах Интернета автор данного текста как-то набрёл на забавные снимки: матёрые дядьки вышагивают в дамских «лодочках» на высоком каблуке. Оказалось – участники проекта Walk a Mile in Her Shoes («Пройди милю в её обуви»). Действует в Европе, Канаде. США. Что вы, никакой «голубизны»! Просто мужчины выказывают готовность понять женские проблемы. Дальше я не понял. То ли они так демонстрируют солидарность с феминистками и протестуют против этих самых каблуков как инструмента общественного давления на женщин. То ли, наоборот, – выражают восхищение неистребимым желанием своих подруг быть красивыми (ведь ради нас же!). В общем, раз в год проходятся по улицам в дамских туфельках. Повторяют, так сказать, подвиг, который женщины совершают ежедневно.

Отчаянные ребята. Я бы не решился.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram