Сегодня, 21 ноября – годовщина первого в мире полета человека на воздушном шаре. В 1783 году в Париже благополучный 45-минутный эксперимент совершили ученый Пилар де Розье и маркиз д’Арланд. Перед стартом они смогли убедить короля, что впервые в истории взлететь на воздушном шаре должны именно люди с незапятнанной репутацией, а вовсе не каторжники, как сначала распорядился Людовик 16-й.
Кстати, через полтора года Пилар де Розье стал первой в мире жертвой воздухоплавания. Он погиб, пытаясь пересечь Ла-Манш.
А первыми в небо на воздушном шаре на головокружительную высоту взмыла троица братьев наших меньших - баран, петух и домашняя утка. Через десять минут они благополучно приземлились в Версале. На глазах королевского двора и толпы зевак. Этот полет устроили 19 сентября все того же 1783 года Этьен и Жозеф Монгольфье, сыновья бумажного фабриканта и единственные конкуренты парижского профессора Шарля и его механиков братьев Робер. Шарль первый в мире задумал пропитывать шелковую оболочку водородного шара каучуком.
Но его опередили Монгольфье, которые делали ставку на нагретый воздух и смогли раньше профессора запустить при большом стечении парижан свой аэростат, который поднялся на два километра. Это случилось еще в начале июня. Летательный аппарат прозвали “монгольфьером”. Кстати, с тех пор это прозвище закрепилось за всеми шарами, наполненными горячим воздухом.
А в конце августа 1783 года в парижское небо с Марсового поля взмыл шар с водородом, по имени своего создателя названный “шальером”. Двести тысяч парижан наблюдали, как стремительно он уносился за облака. Но на высоте километра водород прорвал оболочку, и аэростат рухнул в толпу крестьян ближайшей деревни Гонес. Те подумали, что это упала Луна. Но когда шок прошел, земледельцы мотыгами измолотили шар в лохмотья.
Позже братья Могнгольфье и Шарль уже совместно готовили полеты. Этьен никогда сам не поднимался в воздух. Жозеф - лишь однажды, после чего зарекся летать. Через некоторое время к такому же выводу пришел и сам профессор Шарль. Ему больше нравилось изобретать. Он придумал способы управления шаром, догадался брать с собой на борт балласт для увеличения дальности полета и якорь для посадки.