К сведению интересующихся историей убийства царя Александра II. Возможно, скоро выйдет в свет практически полная стенограмма процесса 1881 г. над народовольцами-первомартовцами. Уникальное задумано издание, ценители темы найдут массу неизвестных подробностей.
Правда, узок круг этих ценителей. Но они есть – и публикатор документов, архивный исследователь В. Разбегаев, рассчитывает на их внимание.
Ведущий исторической рубрики «АН» сам «подвинут» на народовольцах. Потому решил, что купит эту книгу обязательно, – и поспешил встретиться с Вячеславом Вячеславовичем Разбегаевым.
Товарищ майор
…Тут какой-то шпендрик перепрыгнул через ограду и рванул в подворотню. А Разбегаев – за ним. Был в штатском, из-под пропотелой майки выбилась кобура.
Потом шпендрик еще пару раз убегал, а Разбегаев догонял: снимались дубли.
Ровно в два объявили обед. В тихом московском дворике, где шли съемки, у песочницы развернули столики (минералка, лоточки с едой). Разбегаев сдал пистолет реквизитору, взял бутылку воды (весь день на жаре), и мы пошли на скамейку в тенек. На беседу у нас был час: производство сериала – конвейер, все по графику, надо еще несколько эпизодов отснять.
Картина – о милицейском подразделении, которое занимается пропавшими без вести. Разбегаев играет капитана, переведенного сюда из убойного отдела. Капитан обижен, считает перевод понижением. А зря – работа совсем не кабинетная, бегать с пистолетом приходится много. Вдобавок у него трения с начальницей (красивой женщиной). По логике, позже у них вспыхнет роман. Однако точно пока неизвестно: начальные серии снимаются, сценарий следующих еще пишется. Сказано же – конвейер.
Но меня вообще-то интересовала «Народная воля». Поскольку известный артист Вячеслав Разбегаев и есть публикатор тех самых архивных документов.
Справка « АН»
Разбегаев Вячеслав Вячеславович (р.1965) – артист театра и кино. Закончил Школу-студию МХАТ, до 2006-го играл в Театре Советской армии. Снялся в пяти десятках кинокартин, самые известные работы – в фильмах «Антикиллер» (Метис), «Грозовые ворота» (Шах), «Диверсант» (Грачев), «Жесть» (Павел). В телешоу «Звезды на льду» катался в паре с Анной Семенович, в «Ледниковом периоде» – с Анжеликой Крыловой. Как театральный актер занят в антрепризных спектаклях: «Lady’s night», «Территория любви» и «Театр по правилам и без». Принимал участие в постановках Петера Штайна «Орестея» и «Гамлет».
Архивный детектив
Из беседы с Вячеславом Разбегаевым:
– Так вот – о книге. Процесс над первомартовцами шел 26, 27, 28 марта 1881 года и закончился под утро 29-го. Заседания стенографировались. Вечерами стенограммы расшифровывались, и рукописные расшифровки (пишущих машинок еще не было) шли в типографию «Правительственного вестника». Из «Вестника» их перепечатывали остальные газеты. По материалам «Вестника», вскоре после суда отдельно вышел судебный отчет – «Суд над цареубийцами», он быстро стал библиографической редкостью. В 1906-м отчет переиздали под названием «Дело 1 марта 1881 г.» – каноническое издание, оно у меня есть, по нему большинство историков и работает. Но ведь был еще один этап! Набранные в виде гранок «Вестника» расшифровки (чтобы начальству не читать по рукописи) шли «наверх». Я в архиве эти гранки нашел – за все дни, кроме 27-го, но за 27-е нашлась часть газетного макета. И выяснилось: первоначальный текст и тот, что публиковался, отличаются. Исходная стенограмма сокращалась и правилась. Часть правок – стилистические, но есть и важные смысловые. Власти хотели продемонстрировать: цареубийцы – кровавые маргиналы. То, что не укладывалось в эту схему, убиралось…
Не только Радзинский
Прервусь, поскольку дальше начался долгий рассказ со сравнением цензурных вырубок в речах Желябова, Перовской, Кибальчича, Михайлова... Перешли к самой «Народной воле». Вячеслав сыпал именами, датами, ссылками на документы, мемуары. Пару раз его прерывала ассистентка режиссера, приносила какую-то мазь – в одном из дублей исполнитель главной роли потянул ногу, а еще полдня съемок.
Я слушал и вспоминал давнюю беседу с замечательным писателем Юрием Давыдовым. Давыдов всю жизнь писал о народовольцах и в том интервью обронил: «Они для меня живые!». «Для меня тоже!» – кивнул Разбегаев.
Но ему-то это зачем? Популярный актер, звезда сериалов. С Анной Семенович в «Звездах на льду» катался. Такому в хобби полагается что-нибудь гламурное. А здесь – архивная пыль, пожелтевшие бумаги, неразборчивые почерка, комплекты «Былого» и «Каторги и ссылки». Давние страсти, забытые подробности чужих судеб, подвигов или предательств людей с непонятными сегодня психологией, логикой. Уже несколько лет он гробит на это время, силы, деньги. Между прочим, одно только копирование архивных материалов – недешевое занятие.
Разбегаев пожал плечами: «Кому-то марки интересны или яхты, а мне…». И заговорил о том, что Александровская и нынешняя эпохи во многом схожи, что важно понимать механизм возникновения в обществе идейных кризисов, меняющих порой ход истории.
Народовольцы сидели в памяти еще со школы – пара строк в учебнике. Всколыхнулось, когда прочел «Статского советника» Акунина. Революционеры, охранка – и сквозная мысль: почему часто в России доброе государственное дело защищают мерзавцы, а если человек умный и порядочный, то обязательно против власти? Потом была книга Радзинского об Александре II. Радзинский свое видение недавно снова изложил по телевидению: народовольцы, чтобы там ни было, «бесы» Достоевского, загубившие лучшего русского царя. Бесы? Не слишком ли просто? Жили люди, учились, делали карьеру – и вдруг стали бросать бомбы. Что они, вирус подхватили? А может, это власть предпочла причину и следствие поменять местами, спрятать за дымом динамитных разрывов собственную окостенелость и нежелание искать общий язык с новым поколением?
Но ведь при всем том – какой самой жизнью выстроенный потрясающий исторический детектив! Полторы сотни человек переиграли царские спецслужбы, всю государственную машину. Почему, как? Воля боевиков оказалась сильнее чиновничьей дряблости? Или на некоем этапе кто-то во власти сыграл с террористами в поддавки, чтобы их руками убрать монарха? Царь ведь к моменту гибели раздражал всех: левую интеллигенцию (не дает конституцию), консерваторов (хочет дать), прочих Романовых… Может, еще чуть-чуть, и Россия получила бы гражданские свободы, народное представительство, конституцию – то, чего добивались народовольцы! И подполье разрядило бы бомбы, судьба страны пошла бы иначе.
В общем, Разбегаев с другом начали писать обо всем этом сценарий. Но быстро поняли – материала не хватает. Зря говорят, что тема изучена вдоль и поперек. Начинаешь анализировать – столько вылезает неувязок, неясностей! Надо смотреть первоисточники, лезть в архивы.
И он полез в архивы. С тех пор не вылезает. Параллельно с «Народной волей» плотно занимается и Александром II. Работает для себя, за свои.
Товарищ майор – 2
При этом продолжает сниматься.
Гляньте на фото Разбегаева – поймете, какие роли ему чаще всего предлагают. Силовики или бандюки в фильмах-экшн, где стрельба, драки, погони.
Параллельно с сериалом, с которого мы начали, он занят еще в одном. Играет майора милиции, который тоже переброшен с серьезной работы на какую-то бумажно-транспортно-таможенную. Тоже – поначалу расстроен, но выясняется, что все не так просто и надо бегать с пистолетом. Еще один сериал уже снят. Разбегаев и там – майор милиции. Но без пистолета (поначалу): пистолет потерял и получил «неполное служебное соответствие». Еще отснят фильм про женскую зону. Разбегаев в нем – да, вы угадали! – только не майор, а капитан.
Пожалуй, лишь в сериале «Барвиха» он ходит без оружия. Его герой – миллионер. Пушка не нужна – охрана имеется.
Над подбором персонажей Разбегаев посмеивается. Но – это профессия, работа. Согласился – изволь в кадре без халтуры. Любое дело надо делать честно.
Он вообще мне показался очень серьезным человеком.
Не бен Ладен
Что его выводит из себя – это модные сейчас рассуждения: от народовольцев, мол, весь нынешний терроризм, вплоть до бен Ладена.
– Ну, конечно! «И церковь тоже я разрушил?» На ребят сейчас любых собак вешают. Только помните, что захватывать заложников, убивать просто ради наведения ужаса – такое народовольцам и в голову не могло прийти! Реально их террор – это несколько точечных акций против конкретных людей. Действительно, иногда погибали посторонние люди – солдаты в Зимнем во время халтуринского взрыва или этот мальчик, Коля Захаров, задетый при убийстве царя. Но интересная вещь: в последнем слове Перовской цензура вычеркнула как раз тот фрагмент, где рассказывалось, как старались народовольцы избежать лишних жертв, как меняли из-за этого планы. Тут говорить надо про другое. Хочешь – не хочешь, это были первые разрывы нашей грядущей Гражданской войны. Но гражданские войны тем и страшны, что в них обе стороны одновременно правы и виноваты.
Товарищ майор – 3
Что популярный артист Вячеслав Разбегаев в свободное время роется в архивах и интересует его именно «Народная воля», я узнал от приятеля-историка. А тут по телевизору как раз шел очередной фильм с Разбегаевым в главной роли. Решил глянуть.
На экране профессиональным движением Разбегаев свернул голову какому-то негодяю, потом очередью из «калаша» свалил еще парочку. Он опять играл майора! Правда, сейчас не милицейского, а армейского.
Потому бегал не только с пистолетом, но и с автоматом.