Издательский дом «Бурда» выпустил книгу немецкой журналистки Уте Дамен «Энне Бурда. Бурда моден - это я» - биографию «королевы моды» Энне Бурда. «АН» уверены: книга будет интересна и для тех, кто равнодушен к миру подиумов, моделей, кутюрье.
Окруженная почестями, оплакиваемая тысячами людей, Энне Бурда отошла в мир иной 3 ноября 2005 года в возрасте 96 лет. Еще при жизни ее называли «самой успешной женщиной Германии». Начав в 1949-м с небольшого провинциального журнала мод, она закончила карьеру хозяйкой всемирно известного медиа-концерна. Но нас заинтересовали не стратегия и тактика железной бизнес-леди, а «женская история» фрау Бурда - ее наверняка примерят на себя многие читательницы «АН».
Первая жизнь
Что интересно - читая книгу (хоть и написанную с безусловной симпатией к героине, но представляющую собой отнюдь не «житие святой»), пожимаешь плечами: ничего намекающего на предпринимательский гений в «первой жизни» Энне Бурда не угадывается.
Анна Магдалена Леммингер родилась в 1909-м на рабочей окраине провинциального городка Оффенбурга. Отец - паровозный машинист, добродушный, живой. Погиб в 1945-м - английский самолет заметил внизу поезд, который он вел, и врезал из пулеметов по локомотиву. Позже дочь выкупит в местном депо старый паровоз и поставит в городе на постамент - памятником отцу и его друзьям.
Читая про мать, вспоминаешь классическое: киндер, кюхен... Она образцово вела дом, при этом отличалась какой-то угнетающей правильностью и бережливостью. В день свадьбы дочери, когда гости шли к столу, украдкой попросила у Анны смету застолья и заметила: «Тебе понадобилось пятьдесят яиц? Я в жизни столько не съела!» Анна такой быть не хотела, хотя искусство домохозяйки переняла.
«Энне»... Такой вариант имени - память о Филиппе, первой любви. Он ее звал Энхен, Энне. Что-то вроде нашего Анюта, Нюша. Но потом Филипп уехал на заработки, а Анне - жизнь есть жизнь! - встретился другой.
Франц Бурда (предки из Чехии, отсюда чуть забавная для русского уха фамилия) считался городской элитой: его отец владел небольшой типографией. Умер, когда Франц ухаживал за Анной, и сыну пришлось принять дела. Франц был обаятелен, знал музыку, живопись, литературу, при этом, если требовалось, мог заменить в типографии любого рабочего. В общем, в 1931 году Анна Леммингер стала Анной Бурда.
Книгу У. Дамен «Энне Бурда. Бурда моден - это я!» можно преобрести в книжных магазинах, а также через сайты
www.salespress.ru и www.ozon.ru.
Гитлер брызгал слюной
Дальше - годы нацизма. К чести Анны, она потом не скрывала: да, случалось «подвывать волкам». Франц, например, оберегая бизнес, вступил в НСДАП. Он вообще в те времена «поднялся» - особенно когда на паях с компаньоном довольно дешево купил отличную типографию Бертольда Рейса, еврея, у которого нацисты отнимали предприятие. Но все тоже не черно-белое: Франц над человеком, попавшим в беду, не изгалялся, цену предложил хоть и ниже реальной, но не стыдную, взял Рейса к себе на работу (что не одобрялось), держал, сколько мог. По крайней мере после войны Рейс согласился, чтобы типография осталась за Францем: как вышло, так вышло, а герр Бурда вел себя порядочно. На фронт Франц не попал (белый билет), печатал карты для штаба Роммеля.
Сама Анна?.. Андрей Синявский как-то сказал, что у него с советской властью были разногласия эстетические. Наверное, примерно так же могла выразиться и фрау Бурда. В начале 1930-х в Оффенбург приехал Гитлер. В зале, где он выступал, Анна и Франц сидели в первых рядах. Гитлер, как обычно, неистовствовал, брызгал слюной (буквально) - и капельки долетали до Анны. Чувство брезгливости запомнила на всю жизнь. В Союз немецких женщин она не вступила (хотя активно предлагали), потом сделала все, чтобы сын не попал в гитлерюгенд. Конечно, забавно читать, как фрау Бурда в войну, несмотря на запреты властей, ездила в Страсбург покупать новые платья и деликатесы. Но, с другой стороны, человек в подлое время ни в чем не замарался - уже нормально. Она была прежде всего хозяйкой большого богатого дома, матерью троих сыновей, женщиной, которая (это представлялось ей особенно важным) тщательно следила за собой. Пусть рушится мир - но муж должен видеть жену элегантной, красивой, желанной!
Потому пощечиной стало для нее известие: у Франца - другая. Более того: у этой другой от него ребенок.
Неверность
Начальник завел роман с секретаршей - нередкая история. Как должна вести себя жена? Естественно, первым делом потребует, чтобы муж выгнал мерзавку! Но Франц заявил, что не выкинет в никуда женщину с ребенком (его ребенком!), да еще в такое время - 1945 год, Германия трещит по швам... Внебрачную дочку он любит не меньше законных детей! Хотя, конечно, семья - для него главное...
Надо понимать - Анна была очень добропорядочной дамой. Был момент - с лучшей подругой порвала, когда та завела роман с женатым мужчиной. Но сейчас, сцепив зубы, смирилась. Решили так: Франц эту женщину, Эльфриду Бройер, поселит в соседнем городке, будет (что специально оговорили) ей материально помогать, а Анна с мужем продолжат жить, словно ничего не произошло. Семья - действительно главное.
Дальше - крах нацизма, послевоенные перипетии... Конец 1940-х. Оффенбург - во французской зоне оккупации. Типография Франца выполняет заказы новых властей. Все более или менее, но бизнес лучше подкрепить неформальными связями. У Франца появляется новый приятель Робер Поте, симпатичный пресс-офицер штаба. Франц однажды приглашает его к себе, знакомит с женой - и Робер по уши влюбляется в Анну. Которая вскоре - употребим выражение Уте Дамен - «уступила его напору». А что? После измены мужа Анна - в этом смысле - считала себя свободной от обязательств. Теперь уже Францу оставалось сцепить зубы.
Перелом
Когда-то кто-то с кем-то... Нам-то что? Но жизнь порой выстраивает законченные сюжеты. До войны Робер издавал в Париже журнал мод. Однажды сказал Анне: слушай, Германия сейчас живет трудно. Однако женщины есть женщины - хорошо выглядеть хотят всегда. У меня связи во французском мире моды. У твоего мужа - типография. Эх, взялся бы кто-нибудь делать модный журнал - успех обеспечен! «Отличная идея!» - ахнула Анна. И поделилась ей с мужем.
Ну, поделилась и поделилась. Поговорили - забыли. Только через какое-то время Анна узнает: Франц затеял-таки такой журнал! И редакторшей сделал ту самую Эльфриду Бройер - обещал же ее поддерживать! Увы, Эльфрида дело проваливала...
И вот здесь Анна почувствовала себя оскорбленной вдвойне. Первый раз была физическая измена мужа - ладно, случается. Но сейчас он берет блестящую идею, которая могла бы стать ее, Анны, жизненным шансом и отдает - кому? - той самой стерве-сопернице! Как бы давая понять жене: а твой, милая, удел - дом, дети, кастрюли... Это сродни такой же измене! Причем ему же плевать, что соперница по своей безмозглости идею губит! Ну уж нет...
И вот 28 декабря 1948 г. в нотариальной конторе Оффенбурга был подписан странный - по крайней мере для нас - контракт. Супруги Бурда продолжали жить вместе (и жили, кстати, потом много лет, до конца своих дней - в ладу и согласии). Но имущество при этом четко поделили, как пишет Уте Дамен, «вплоть до туалетного ершика». Среди прочего фрау Анне Бурда отошло издательство «Aenne Burda», выпускающее журнал мод. 40-летняя домохозяйка вспомнила, как звал ее в юности совсем другой мужчина, и сделала это прозвище своим фирменным знаком. История Анны Бурда оставалась позади. Начиналась история Энне Бурда - и это имя еще узнает мир.
Чтобы сам себе кутюрье
Империя Burda moden сегодня - это 250 журналов с совокупной аудиторией в 33 млн. человек, с распространением почти в 90 странах мира, на 16 языках; это теле-, радио- и интернет-проекты... В 1987 г. журнал Burda moden начал выходить в Москве - одно из знаковых событий перестройки.
Михаил ЛЕЖНЕВ двадцать лет был главным редактором русского издания журнала.
- В чем была стратегия Энне Бурда?
- Во-первых, отслеживались все тенденции моды. Любые показы в Париже, Лондоне, Милане, где угодно, - она ездила сама, ездили ее редакторы, все быстро анализировалось, покупались платья, распарывались, смотрели, как сделано... Во-вторых, Энне умела взять образцы подиумной моды - утрированные, даже забавные - и упростить их, облегчить процесс шитья, превратить в вещи, которые может своими руками пошить непрофессиональная портниха.
- Но конкуренты-то были?
- Не так много. Надо понимать: такой журнал - дело хлопотное и затратное. Очень сложный производственный цикл. На основе того, что добыли редакторы, команда дизайнеров делает эскизы. По эскизам готовится конструкция модели. Далее художники-графики рисуют выкройки - абсолютно точные (требование Burda moden) и на пять (!) размеров. Сейчас эту операцию выполняют на компьютере, а раньше все вручную, на кальке. (Замечу, что в каждом журнале - 40-50 моделей.) Дальше платье надо сшить. Сшили? Надо провести съемку. Павильонная съемка - редкость, чаще - выезд, причем в подходящие места: горы, море, чтобы был пейзаж, чтобы смотрелось. То есть отдельная экспедиция для целой команды: манекенщицы, фотографы, костюмеры, визажисты. А это билеты, гостиницы, проживание, разъезды... Дальше - непосредственно издание журнала... Но все, кто знал Энне, вспоминают: дела она вела железной рукой.
- Сейчас - не послевоенная Европа и не СССР эпохи перестройки. Зачем шить платье, если можно пойти и купить?
- Понимаете, эксклюзивные модели, которые предлагает Burda, в готовом виде и на Западе недешевы. А женщин, для которых шитье - хобби, хватает. У нас же (особенно в небольших городах) выбор и сегодня не так велик. И тут Burda приходит на помощь.